Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Игорь Федорович Стравинский — один из самых выдающихся композиторов XX века, определивший ход развития мировой музыки. Представленные на этой пластинке оркестровые сочинения написаны Стравинским в 20 — 30-е годы, в «парижский период» его жизни, когда композитор стал одним из лидеров неоклассицизма.
В период между двумя мировыми войнами противоборство антагонистических сил накалило общественную и художественную атмосферу до предела. В Европе господствовало состояние неустойчивости, психической возбужденности, сильны были разрушительные тенденции и воинственное отрицание достижений прошлых эпох. Сторонники неоклассицизма обращением к классическим формам и методам старых мастеров не только желали возродить мудрость и ясность мысли, уравновешенность и гармоничность чувств. В канун второй мировой войны они стремились противопоставить мировому хаосу и надвигавшейся катастрофе вечные духовные ценности, животворную гуманистическую связь времен.
Н. К. Рерих, автор либретто «Пульчинеллы» Стравинского, также противопоставивший философскому нигилизму ценность духовного наследия разных эпох и народов, писал: «Под знаком красоты идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся». В своих неоклассических опусах Стравинский оказался солидарен с этой мыслью.
«Пульчинелла» (балет с пением для камерного оркестра и четырех вокалистов) написан по заказу С. Дягилева в 1919 — 1920 годах и поставлен в русском сезоне в «Гранд опера» 15 мая 1920 года (балетмейстер Л. Ф. Мясин, художник П. Пикассо, дирижер Э. Ансерме). В основе сюжета балета — сцена любовных похождений Пульчинеллы, итальянского аналога русского Петрушки. Музыка развивает тематический материал неопубликованных произведений Дж. Б. Перголези, найденных Стравинским и Дягилевым в архивах итальянских библиотек.
«Это будет не только адаптацией его (Перголези) музыки, но фактически пересочинением ее», — говорил автор. «Пульчинелла» — первый образец музыкального моделирования в творчестве Стравинского. Музыка Перг голези стала вдохновляющим источником его фантазии. Он бережно и любовно включил в свою партитуру отдельные мелодические попевки и ритмические формулы из музыки великого неаполитанца, но в ином гармоническом «наряде». Сюита из балета «Пульчинелла», составленная автором в 1922 году и заново отредактированная в 1947 году, предназначена для камерного оркестра с дополнительным квинтетом солирующих струнных инструментов и построена в традициях итальянской сюиты XVIII века с обязательной вступительной Симфонией (увертюрой) и контрастным чередованием Серенады, Скерцино, Тарантеллы, Токкаты, Гавота с двумя вариациями, Дуэта и Менуэта.
Концерт для камерного оркестра из пятнадцати музыкантов ми-бемоль мажор "Dumbarton Oaks" написан по заказу американского любителя-мецената Р. В. Блисса в 1937 — 1938 годах и исполнен в его поместье Дамбартон Оукс (отсюда и название сочинения) в 1938 году. Музыкально-исторической моделью для этого небольшого произведения в трех частях послужил популярный в эпоху барокко жанр кончерто гроссо с излюбленными противопоставлениями тутти и соло. В концерте преобладает имитационно-полифонический стиль, используются классические формы: соната с зеркальной репризой (первая часть, Tempo giusto), трехчастная (вторая часть, Allegretto), свободное рондо с эпизодом фугато (третья часть, Con moto). Однако, как и в «Пульчинелле», в «Дамбартон Оукс» явственно слышны приметы музыки XX века: линеарность и политональность, виртуозное метроритмическое варьирование, гармоническая терпкость. Включение маршевых и джазовых ритмов в финал придает музыке более драматический, экспрессивный характер, обращая наш взор от идиллических картин прошлого к тревожному XX веку.
Непрерывное движение музыки концерта, соревнование оркестра и солирующих инструментов трижды останавливает (в конце первой части, в середине и в конце второй части) неожиданный гомофонно-гармонический каданс, как бы подводящий итог этого увлекательного музыкального состязания, игры.
«Восемь инструментальных миниатюр для пятнадцати исполнителей» — инструментальная версия написанного в 1920 — 1921 годах фортепианного цикла «Пять пальцев». Сочинение оркестровано в 1962 году и посвящено американскому музыковеду Лоренсу Мортону, автору статей о творчестве Стравинского. Цикл построен по принципу контраста: нечетные части — лирические, напевные, а четные — динамичные, оживленные, с господством танцевальной стихии. Предназначенность для бытового музицирования и обусловила привлечение бытовых жанров: русских (протяжная и колыбельная) песен, пляски на теме «Камаринской», баркаролы, марша, танго.
Сочинение, в целом очень русское по образам и настроениям, невольно ассоциируется с оркестровыми миниатюрами А. Лядова. И это закономерно, так как оба композитора — и Лядов, и Стравинский — воспитанники петербургской композиторской школы Н. А. Римского-Корсакова. Прав был Д. Шостакович, написавший о Стравинском: «Русский дух неистребим в сердце этого настоящего, подлинно большого многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного. Хотя композитор давно покинул Россию, то, что он унаследовал от нее, осталось в нем на всю жизнь и проявилось почти во всех произведениях».

Ленинградский государственный камерный оркестр организован в 1967 году (назывался он тогда «Оркестр старинной и современной музыки»). С ним в разные годы работали выдающиеся ленинградские дирижеры К. Элиасберг, Э. Грикуров, А. Янсонс, Ю. Темирканов. Десять лет коллектив возглавлял Эдуард Серов. С 1986 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Равиль Мартынов. У дирижера — богатейший опыт работы со многими симфоническими оркестрами, огромный репертуар. Великолепный оркестровый слух, прекрасное ощущение стиля, способность к глубокому постижению замысла и формы произведения, удивительное искусство создания рельефных, пластичных звуковых образов средствами оркестра, темперамент и артистизм заслуженно принесли Р. Мартынову славу одного из талантливых и самобытных советских дирижеров.
Пропаганда старинной и современной музыки, вдохновленная мыслью о преемственности традиций, неразрывной связи времен — эта творческая задача была и остается главной в деятельности Ленинградского камерного оркестра. На этом диске представлена одна из последних работ коллектива: редко звучащие в концертах сюита «Пульчинелла» и «Дамбартон Оукс» И. Стравинского. Его же «Восемь инструментальных миниатюр» впервые исполнены и записаны в нашей стране этим оркестром.
Л. Казанская