Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Николай Гяуров родился 13 сентября 1929 года в Велинграде, там же провел детство и юность, совпавшую с тяжелым временем войны. После 9 сентября 1944 года, когда Болгария была освобождена Советской Армией от фашистских захватчиков, Гяуров закончил гимназию и вскоре был призван на военную службу. Здесь сразу же обратили внимание на его незаурядный голос, яркую музыкальную одаренность. После успешного выступления на смотре армейской художественной самодеятельности судьба юноши окончательно определилась. В 1949 году, блестяще выдержав приемные экзамены, он поступил в Софийскую консерваторию, в класс замечательного болгарского певца и педагога Христо Брымбарова, а через год был направлен совершенствоваться в Советский Союз. Сначала Гяуров занимался в Ленинградской консерватории, затем переехал в Москву, где в 1955 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу Р. Я. Альперт-Хасиной. На выпускном вечере он пел арию короля Филиппа из «Дона Карлоса», а дипломной его работой была партия дона Базилио («Севильский цирюльник»), которой он дебютировал в Большом театре СССР. Так началась сценическая деятельность артиста.
В год окончания консерватории Николай Гяуров был удостоен золотой медали на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве и Большого приза на Международном конкурсе вокалистов в Париже. С той поры певец много гастролирует по всему миру. В сезоне 1959/60 года он получил приглашение в миланский театр «Ла Скала» и уже более двадцати лет является одним из его ведущих солистов. Первую партию, которую болгарский артист исполнил на миланской сцене (Варлаам в «Борисе Годунове»), он тщательно подготовил со своими друзьями в Москве — дирижером А. Ш. Мелик-Пашаевым, режиссером Б. А. Покровским, певцом А. Ф. Кривченей. И в дальнейшем он сохранил дружбу и прочные творческие контакты с советскими артистами. «Ла Скала» дала мне многое, — говорит Гяуров, — но ничуть не больше того, что дала советская музыкальная культура. Именно она направила меня к сияющим высотам искусства. Я — Гяуров из «Ла Скала», в то же время Гяуров — воспитанник Московской консерватории».
Артист принимал участие во многих памятных спектаклях театра «Ла Скала»; это «Аида» с Б. Нильссон (1960), «Дон Карлос», где он пел Великого инквизитора в ансамбле с Б. Христовым и Дж. Симионато (1961), «Медея» Керубини с М. Каллас (1961), «Гугеноты» Мейербера, где наряду с Гяуровым были заняты Дж. Сазерленд и Ф. Корелли (1962). В «Ла Скала» он пел также Мефистофеля в операх Гуно (в том числе в 1966 и 1967 годах с М. Френи) и Бойто, Дон-Жуана в одноименной опере Моцарта, Фиеско в опере Верди «Симон Бокканегра» и Моисея в одноименной опере Россини (1965), принял от Б. Христова роль Филиппа в «Доне Карлосе», создал незабываемого дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. На открытии сезона 1965/66 года Гяуров пел партию падре Гуардиано в «Силе судьбы» Верди, вызвав единодушный восторг миланской аудитории удивительной человечностью и высоким благородством исполнения. В 1967 году певец участвовал в постановках на сцене «Ла Скала» двух оперных шедевров Мусоргского — «Бориса Годунова» (в спектакле принимали участие солисты Большого театра И. Архипова — Марина Мнишек и Л. Никитина — Хозяйка корчмы) и «Хованщины», где Гяуров выступил в роли Ивана Хованского (в составе исполнителей были также советские певцы М. Решетин — Досифей и И. Архипова — Марфа). «Хованщина» была возобновлена в «Ла Скала» в сезоне 1970/71 года, вновь с участием Н. Гяурова и И. Архиповой.
Произведения Мусоргского занимают видное место в репертуаре певца, а оперы композитора регулярно ставятся на сценах зарубежных театров с участием Гяурова. Так, в 1969 году, когда в Чикагской опере, впервые в США на русском языке, прозвучала «Хованщина» (в редакции Римского-Корсакова), партию Ивана Хованского пел болгарский певец. Это была первая за два десятилетия полноценная в художественном отношении интерпретация оперы на американской сцене. В ансамбле с Гяуровым пели его соотечественник Любомир Бодуров (Голицын) и советский певец Борис Штоколов (Досифей). Опера имела у аудитории триумфальный успех, а все исполнители главных партий заслужили исключительно высокую оценку критики.
Эпохальное событие в артистической жизни Николая Гяурова — первое выступление в роли Бориса Годунова на Зальцбургском фестивале 1965 года. Постановка была осуществлена Гербертом фон Караяном. Вот отзыв критика венской газеты «Ди Прессе»: «Голос Гяурова неописуемо красив, полнота звучания его не имеет границ. Он обладает способностью такой нюансировки, что заставляет слушателей плакать от радости и волнения». Сразу же после Зальцбурга Гяуров выступил в роли Бориса Годунова на сцене Софийского оперного театра, а затем пел эту партию в Чикаго (Лирический театр, 1966), Милане («Ла Скала», 1967), Москве (Большой театр, 1967), вновь в
Зальцбурге (1966, 1967), на Тэнглвудском фестивале в США (1981 г., с участием Бостонского оркестра п/у Сейджи Озавы). Борис Годунов стал этапной работой Гяурова которая ознаменовала уверенное восхождение артиста к вершинам художественного мастерства. В ноябре 1965 года Гяуров дебютировал на сцене нью-йоркской «Метрополитен опера» в «Фаусте», а затем спел здесь Филиппа в «Доне Карлосе». О впечатлении, которое произвел артист, свидетельствует короткая фраза, принадлежащая знаменитому американскому тенору Ричарду Такеру: «Гяуров — один из величайших басов за всю историю оперы».
Но, может быть, нигде не встречают Николая Гяурова с таким радушием, сердечностью и теплотой, как в Москве — городе, который открыл ему дорогу в большое искусство. Здесь он дважды выступал с труппой «Ла Скала»: в 1964 году в «Севильском цирюльнике» (Дон Базилио) и Реквиеме Верди (п/у Г. фон Караяна), в 1974 году — в «Симоне Бокканегра» (Фиеско) и Реквиеме Верди (п/у К. Аббадо). В 1965 году пел партию Филиппа («Дон Карлос») на сцене Кремлевского Дворца съездов, через два года впервые выступил перед москвичами в роли Бориса Годунова. Надолго останутся в памяти любителей вокального искусства гастроли артиста, состоявшиеся летом 1969 года. Гяуров вместе со своими коллегами по Софийскому оперному театру Ю. Винер, А. Стаменовой, Л. Бодуровым, Н. Васильевым пел в двух спектаклях «Дона Карлоса». Делясь впечатлениями от этих гастролей, Гяуров говорил, что прием москвичей взволновал его до глубины души и что ему не приходилось быть свидетелем чего-либо подобного за всю свою артистическую жизнь. В апреле 1973 года Гяуров познакомил москвичей со своей трактовкой роли Ивана Хованского, приняв участие в спектакле Большого театра. Творческие контакты Большого театра и выдающегося болгарского певца развивались и в последующие годы. В мае 1976 года Гяуров выступал на торжественном концерте, посвященном 200-летию прославленного коллектива. В свою очередь на концерте, состоявшемся на сцене Софийской национальной оперы в июне 1980 года, когда болгарская музыкальная общественность отмечала 50-летие со дня рождения своего знаменитого певца, выступал солист Большого театра, народный артист СССР Евгений Нестеренко.
Дарование Николая Гяурова, сценическое и вокальное, трудно вместить в рамки одного амплуа. Великолепный голос, поразительная сценическая пластичность, острое чувство характерного и в то же время умение передавать глубину сильных, трагических эмоций соединяются у него с тонкой отделкой мельчайших деталей. Гяуров - настоящий художник-психолог, фиксирующий в своем исполнении каждый эмоциональный оттенок, заключенный в музыкальной ткани произведения.
Вокальный и драматический образ всегда слит у Гяурова неразрывно, гармония между звучащим словом и его пластическим выражением полнейшая. Настоящий вокалист-художник, он умеет окрасить каждое слово, в зависимости от заключенного в нем эмоционального подтекста, в свои неповторимые тона, и насколько же щедра и богата используемая им палитра вокальных красок, где есть любые возможные сочетания звуковых тонов — от нежных, эфирно-прозрачных до матовых, мрачно приглушенных, густых и темных. Удивительно интонационное богатство его музыкальной речи – от патетической декламации до трагического полушепота.
У любителей вокального искусства большой популярностью пользуются грамзаписи выдающегося певца, так же, как и сценические создания, демонстрирующие зрелость его художественной мысли. Среди интересных работ с участием Гяурова — грамзаписи Реквиема Верди (с дирижерами Г. фон Караяном, М. Джулини, К. Аббадо), оперы «Дон Жуан» Моцарта (1966 г., п/у О. Клемперера, с участием Н. Гедды, К. Людвиг). «Фауст» Гуно (в ансамбле с М. Френи и П. Доминго), «Король Лахорский» и «Дон Кихот» Массне, «Симон Бокканегра» и «Навуходоносор» Верди. В 1982 году вышла в свет запись оперы Беллини «Сомнамбула», где партнерами Гяурова были Дж. Сазерленд и Л. Паваротти.
Каждая запись, выполненная Гяуровым, — это очень точно запечатленный образ, тонкая портретная характеристика, созданная средствами чисто вокальной выразительности. Даже в сравнительно небольших сценах и отдельных ариях артист всегда стремится к предельной художественной индивидуализации образа. Выразительность его исполнения производит такое огромное впечатление именно потому, что всегда обусловлена конкретным содержанием действия, музыкальной драматургией, сценической ситуацией. Для любителей музыки каждая новая встреча с Николаем Гяуровым – это незабываемое и радостное общение с выдающимся певцом, музыкантом, художником.