5 дней
О сайте8 2 | М10 44687-8 1982 |
Сторона 1 Ц. КЮИ Царскосельская статуя, соч. 57 № 17 (А. Пушкин) — 1.18 Николай Корольков, фортепиано А. ДАРГОМЫЖСКИЙ Ночной зефир (А. Пушкин) — 3.10 Старый капрал (П. Ж. Беранже, перевод В. Курочкина) — 4.30 С. РАХМАНИНОВ Сон, соч. 8 № 5 (Г. Гейне, перевод А. Плещеева) — 1.40 Я опять одинок, соч. 26 № 9 (И. Бунин) — 1.50 Борис Абрамович, фортепиано М. ГЛИНКА Сомнение (Н. Кукольник) — 5.00 Златинка Мишакова, фортепиано Павел Дойчинов, виолончель Архивные записи 1954 (1), 1957 (2—5), 1961 (6) гг. П. ЧАЙКОВСКИЙ Слеза дрожит, соч. 6 № 4 (А. К. Толстой) — 3.43 Серенада Дон Жуана, соч. 38 № 1 (А. К. Толстой) — 3.00 Златинка Мишакова, фортепиано Записи с концерта в Концертном зале им. П. И Чайковского 15 мая 1961 г. Сторона 2 Дж. РОССИНИ Сцена Бартоло и Базилио и ария Базилио Квинтет («Севильский цирюльник», 1 и 2 д.) — 6.20; 6.23 Розина — Фьоренца Коссотто, меццо-сопрано Альмавива — Ренцо Казелатто, тенор Фигаро — Сесто Брускантини, баритон Бартоло — Карло Бадиоли, бас Оркестр театра «Ла Скала» Дирижер Нино Сандзоньо Запись из Большого театра СССР 17 сентября 1964 г. Дж. ВЕРДИ Вступление, речитатив и ария короля Филиппа («Дон Карлос», 4 д.) — 10.35 На итальянском языке Оркестр Большого театра СССР. Дирижер Геннадий Проваторов Запись из Кремлевского Дворца Съездов 5 февраля 1965 г. Дж. ВЕРДИ Confutatis («Реквием») — 3.56 На латинском языке Оркестр театра «Ла Скала». Дирижер Герберт фон Караян Запись из Большого театра СССР 21 сентября 1964 РЕСТАВРАТОР Н. АНДРЕЕВА РЕДАКТОР П. ГРЮНБЕРГ. ХУДОЖНИК Б. БЕЛОВ Серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Вокалисты» |
Николай Гяуров родился 13 сентября 1929 года в Велинграде, там же провел детство и юность, совпавшую с тяжелым временем войны. После 9 сентября 1944 года, когда Болгария была освобождена Советской Армией от фашистских захватчиков, Гяуров закончил гимназию и вскоре был призван на военную службу. Здесь сразу же обратили внимание на его незаурядный голос, яркую музыкальную одаренность. После успешного выступления на смотре армейской художественной самодеятельности судьба юноши окончательно определилась. В 1949 году, блестяще выдержав приемные экзамены, он поступил в Софийскую консерваторию, в класс замечательного болгарского певца и педагога Христо Брымбарова, а через год был направлен совершенствоваться в Советский Союз. Сначала Гяуров занимался в Ленинградской консерватории, затем переехал в Москву, где в 1955 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу Р. Я. Альперт-Хасиной. На выпускном вечере он пел арию короля Филиппа из «Дона Карлоса», а дипломной его работой была партия дона Базилио («Севильский цирюльник»), которой он дебютировал в Большом театре СССР. Так началась сценическая деятельность артиста. В год окончания консерватории Николай Гяуров был удостоен золотой медали на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве и Большого приза на Международном конкурсе вокалистов в Париже. С той поры певец много гастролирует по всему миру. В сезоне 1959/60 года он получил приглашение в миланский театр «Ла Скала» и уже более двадцати лет является одним из его ведущих солистов. Первую партию, которую болгарский артист исполнил на миланской сцене (Варлаам в «Борисе Годунове»), он тщательно подготовил со своими друзьями в Москве — дирижером А. Ш. Мелик-Пашаевым, режиссером Б. А. Покровским, певцом А. Ф. Кривченей. И в дальнейшем он сохранил дружбу и прочные творческие контакты с советскими артистами. «Ла Скала» дала мне многое, — говорит Гяуров, — но ничуть не больше того, что дала советская музыкальная культура. Именно она направила меня к сияющим высотам искусства. Я — Гяуров из «Ла Скала», в то же время Гяуров — воспитанник Московской консерватории». Артист принимал участие во многих памятных спектаклях театра «Ла Скала»; это «Аида» с Б. Нильссон (1960), «Дон Карлос», где он пел Великого инквизитора в ансамбле с Б. Христовым и Дж. Симионато (1961), «Медея» Керубини с М. Каллас (1961), «Гугеноты» Мейербера, где наряду с Гяуровым были заняты Дж. Сазерленд и Ф. Корелли (1962). В «Ла Скала» он пел также Мефистофеля в операх Гуно (в том числе в 1966 и 1967 годах с М. Френи) и Бойто, Дон-Жуана в одноименной опере Моцарта, Фиеско в опере Верди «Симон Бокканегра» и Моисея в одноименной опере Россини (1965), принял от Б. Христова роль Филиппа в «Доне Карлосе», создал незабываемого дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. На открытии сезона 1965/66 года Гяуров пел партию падре Гуардиано в «Силе судьбы» Верди, вызвав единодушный восторг миланской аудитории удивительной человечностью и высоким благородством исполнения. В 1967 году певец участвовал в постановках на сцене «Ла Скала» двух оперных шедевров Мусоргского — «Бориса Годунова» (в спектакле принимали участие солисты Большого театра И. Архипова — Марина Мнишек и Л. Никитина — Хозяйка корчмы) и «Хованщины», где Гяуров выступил в роли Ивана Хованского (в составе исполнителей были также советские певцы М. Решетин — Досифей и И. Архипова — Марфа). «Хованщина» была возобновлена в «Ла Скала» в сезоне 1970/71 года, вновь с участием Н. Гяурова и И. Архиповой. Произведения Мусоргского занимают видное место в репертуаре певца, а оперы композитора регулярно ставятся на сценах зарубежных театров с участием Гяурова. Так, в 1969 году, когда в Чикагской опере, впервые в США на русском языке, прозвучала «Хованщина» (в редакции Римского-Корсакова), партию Ивана Хованского пел болгарский певец. Это была первая за два десятилетия полноценная в художественном отношении интерпретация оперы на американской сцене. В ансамбле с Гяуровым пели его соотечественник Любомир Бодуров (Голицын) и советский певец Борис Штоколов (Досифей). Опера имела у аудитории триумфальный успех, а все исполнители главных партий заслужили исключительно высокую оценку критики. Эпохальное событие в артистической жизни Николая Гяурова — первое выступление в роли Бориса Годунова на Зальцбургском фестивале 1965 года. Постановка была осуществлена Гербертом фон Караяном. Вот отзыв критика венской газеты «Ди Прессе»: «Голос Гяурова неописуемо красив, полнота звучания его не имеет границ. Он обладает способностью такой нюансировки, что заставляет слушателей плакать от радости и волнения». Сразу же после Зальцбурга Гяуров выступил в роли Бориса Годунова на сцене Софийского оперного театра, а затем пел эту партию в Чикаго (Лирический театр, 1966), Милане («Ла Скала», 1967), Москве (Большой театр, 1967), вновь в Зальцбурге (1966, 1967), на Тэнглвудском фестивале в США (1981 г., с участием Бостонского оркестра п/у Сейджи Озавы). Борис Годунов стал этапной работой Гяурова которая ознаменовала уверенное восхождение артиста к вершинам художественного мастерства. В ноябре 1965 года Гяуров дебютировал на сцене нью-йоркской «Метрополитен опера» в «Фаусте», а затем спел здесь Филиппа в «Доне Карлосе». О впечатлении, которое произвел артист, свидетельствует короткая фраза, принадлежащая знаменитому американскому тенору Ричарду Такеру: «Гяуров — один из величайших басов за всю историю оперы». Но, может быть, нигде не встречают Николая Гяурова с таким радушием, сердечностью и теплотой, как в Москве — городе, который открыл ему дорогу в большое искусство. Здесь он дважды выступал с труппой «Ла Скала»: в 1964 году в «Севильском цирюльнике» (Дон Базилио) и Реквиеме Верди (п/у Г. фон Караяна), в 1974 году — в «Симоне Бокканегра» (Фиеско) и Реквиеме Верди (п/у К. Аббадо). В 1965 году пел партию Филиппа («Дон Карлос») на сцене Кремлевского Дворца съездов, через два года впервые выступил перед москвичами в роли Бориса Годунова. Надолго останутся в памяти любителей вокального искусства гастроли артиста, состоявшиеся летом 1969 года. Гяуров вместе со своими коллегами по Софийскому оперному театру Ю. Винер, А. Стаменовой, Л. Бодуровым, Н. Васильевым пел в двух спектаклях «Дона Карлоса». Делясь впечатлениями от этих гастролей, Гяуров говорил, что прием москвичей взволновал его до глубины души и что ему не приходилось быть свидетелем чего-либо подобного за всю свою артистическую жизнь. В апреле 1973 года Гяуров познакомил москвичей со своей трактовкой роли Ивана Хованского, приняв участие в спектакле Большого театра. Творческие контакты Большого театра и выдающегося болгарского певца развивались и в последующие годы. В мае 1976 года Гяуров выступал на торжественном концерте, посвященном 200-летию прославленного коллектива. В свою очередь на концерте, состоявшемся на сцене Софийской национальной оперы в июне 1980 года, когда болгарская музыкальная общественность отмечала 50-летие со дня рождения своего знаменитого певца, выступал солист Большого театра, народный артист СССР Евгений Нестеренко. Дарование Николая Гяурова, сценическое и вокальное, трудно вместить в рамки одного амплуа. Великолепный голос, поразительная сценическая пластичность, острое чувство характерного и в то же время умение передавать глубину сильных, трагических эмоций соединяются у него с тонкой отделкой мельчайших деталей. Гяуров - настоящий художник-психолог, фиксирующий в своем исполнении каждый эмоциональный оттенок, заключенный в музыкальной ткани произведения. Вокальный и драматический образ всегда слит у Гяурова неразрывно, гармония между звучащим словом и его пластическим выражением полнейшая. Настоящий вокалист-художник, он умеет окрасить каждое слово, в зависимости от заключенного в нем эмоционального подтекста, в свои неповторимые тона, и насколько же щедра и богата используемая им палитра вокальных красок, где есть любые возможные сочетания звуковых тонов — от нежных, эфирно-прозрачных до матовых, мрачно приглушенных, густых и темных. Удивительно интонационное богатство его музыкальной речи – от патетической декламации до трагического полушепота. У любителей вокального искусства большой популярностью пользуются грамзаписи выдающегося певца, так же, как и сценические создания, демонстрирующие зрелость его художественной мысли. Среди интересных работ с участием Гяурова — грамзаписи Реквиема Верди (с дирижерами Г. фон Караяном, М. Джулини, К. Аббадо), оперы «Дон Жуан» Моцарта (1966 г., п/у О. Клемперера, с участием Н. Гедды, К. Людвиг). «Фауст» Гуно (в ансамбле с М. Френи и П. Доминго), «Король Лахорский» и «Дон Кихот» Массне, «Симон Бокканегра» и «Навуходоносор» Верди. В 1982 году вышла в свет запись оперы Беллини «Сомнамбула», где партнерами Гяурова были Дж. Сазерленд и Л. Паваротти. Каждая запись, выполненная Гяуровым, — это очень точно запечатленный образ, тонкая портретная характеристика, созданная средствами чисто вокальной выразительности. Даже в сравнительно небольших сценах и отдельных ариях артист всегда стремится к предельной художественной индивидуализации образа. Выразительность его исполнения производит такое огромное впечатление именно потому, что всегда обусловлена конкретным содержанием действия, музыкальной драматургией, сценической ситуацией. Для любителей музыки каждая новая встреча с Николаем Гяуровым – это незабываемое и радостное общение с выдающимся певцом, музыкантом, художником. |