Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
П. ЧАЙКОВСКИЙ
(1840 — 1893)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23
1. Allegro non troppo e molto maestoso. Allegro con spirito. 2. Andanfino semplice 3. Allegro con fuoco

СВЯТОСЛАВ РИХТЕР
ВЕНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Дирижер Герберт Караян

Первый концерт для фортепиано с оркестром (си бемоль минор), соч. 23 был написан П. И. Чайковским в конце 1874 — начале 1875 года.
Концерт состоит из трех частей.
В первую часть вводит большое вступление торжественного, триумфального характера. Подобно радостному гимну, звучит у скрипок и виолончелей его основная тема, сопровождаемая могучими «колокольными» аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру — и глубокие басы, и светлый, звонкий высокий регистр.
В основе главной темы первой части — напев слепцов-лирников, услышанный Чайковским на Украине. Вторая тема первой части, полная лирического порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема по характеру близка жанру колыбельной песни.
Темы части подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации.
Вторая часть — замечательный образец лирики Чайковского. В спокойном, неспешном движении развертывается напевная мелодия. Средний раздел — вальс-скерцо, в основу которого положена мелодия французской песенки, напевавшейся в семье Чайковского. Тема ее перерастает в коду, завершающую вторую часть.
Третья часть (финал) выдержана в радостных, ликующих тонах и развертывается в стремительном движении. Она воспринимается как музыкальная картина народного веселья, праздника. Основная тема этой части построена на мелодии подлинной украинской хороводной песни «Выйди, Иванку, заспевай веснянку». В финале концерта звучит и другая лирическая тема. Она появляется сначала у скрипок, а затем у фортепиано. Обе темы широко разрабатываются. Напевная тема к концу части превращается в грандиозный, торжественный гимн. Многими своими чертами он перекликается с праздничной темой вступления первой части. Этот могучий гимн утверждает основную идею произведения — торжество светлых сил.
* * *
Советский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1914 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В детские и юношеские годы он не только играл, но и много сочинял, увлекался живописью и театром, любил импровизировать на собственные и заданные темы.
В 1937 году он переехал в Москву, поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха.
Вскоре Рихтер вышел на большую концертную эстраду. С начала сороковых годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству, непрестанно совершенствуя свое мастерство.
Рихтер переиграл огромное количество сочинений. В его репертуаре — Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Вебер, Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Франк, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Мясковский, Шостакович, Дебюсси, Равель, Шимановский, Барток.
В 1961 году Святославу Рихтеру присвоено звание народного артиста СССР. В том же году он был удостоен Ленинской премии.