5 дней
О сайте92 12 | СМ 04255-6 1973, дата записи: сентябрь 1962 г. |
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23 Сторона 1: Allegro Non Troppo E Molto Maestoso. Allegro Con Spirito Сторона 2: Andantino Semplice Allegro Con Fuoco Венский симфонический оркестр, дирижер Герберт Караян Святослав Рихтер - фортепиано Всесоюзная студия грамзаписи Моно-вариант: Д 011275-6 Стерео-вариант: С 0473-4 Rec. in Vienna, September 1962 Концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор сочинен в ноябре — декабре 1874 года, окончен и оркестрован, как значится в партитуре, 9 февраля 1875 года, посвящен Гансу фон Бюлову. Последний проявлял повышенный интерес к творчеству Чайковского и в ответ на присланный ему концерт написал композитору восторженное письмо. 1 ноября 1875 года состоялось первое исполнение концерта в России профессором Г. Кроссом в Петербурге. Первым исполнителем концерта в Москве 21 ноября 1875 года явился юный С. И. Танеев. Этому прекрасному, «объективному», по выражению Чайковского, исполнению концерта Танеевым композитор был обязан выдающимся успехом, выпавшим на долю этого произведения. С тех пор Первый фортепианный концерт Чайковского получал все большее распространение, пока наконец не стал одним из наиболее популярных сочинений этого жанра. Деятельным пропагандистом его явился Ганс Бюлов. Н. Г. Рубинштейн с огромным успехом играл этот концерт в России и за границей. Чайковскому неоднократно приходилось управлять оркестром при исполнении его Первого концерта различными пианистами как на родине, так и в Западной Европе и в Америке. Самый первый и самый проницательный отзыв о концерте Чайковского принадлежал восемнадцатилетнему С. И. Танееву, писавшему своим знакомым 17 декабря 1874 года: «Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич». В настоящее время Первый фортепианный концерт является одним из популярнейших произведений Чайковского во всем мире. Этот успех обусловлен совокупным действием многих достоинств сочинения: праздничным блеском некоторых музыкальных тем, в их сочетании с подлинно глубокой лирикой других мелодий, изяществом и тонкостью обработки деталей, крайне разнообразной фортепианной фактурой, стоящей на высоком уровне тогдашних передовых достижений пианизма, а главным образом народностью, настоящей массовостью музыки, способной увлечь и захватить большие аудитории. (Из книги А. Альшванга «П. И. Чайковский») * * * Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В 1937 году он переехал в Москву и поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха. В 1947 году Рихтер блестгще оканчивает консерваторию, уже завоевав популярность выдающегося пианиста с огромным репертуаром. Программы его концертов, проходящих в нашей стране и за рубежом, включают почти все богатство мировой фортепианной музыки. Но особое внимание пианиста привлекают Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шуберт, Лист, Дебюсси, Барток, из русских композиторов — Мусоргский, Рахманинов, Прокофьев. Исполнительская деятельность Святослава Рихтера — крупнейшее явление музыкального искусства современности. Артист исключительной эрудиции, глубины, воли, фантазии, он, по словам одной из английских газет, «принадлежит к тому разряду музыкантов, которые пролагают новые пути в развитии искусства». |
© "МЕЛОДИЯ", 1978 ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК Зак. 377. Т. 8490 |
© "МЕЛОДИЯ", 1978 ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК Зак. 377. Т. 8490 Обратная сторона обложки |
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК ГОСТ 5289-80. Сторона 1 |
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗАВОД ГРАМПЛАСТИНОК ГОСТ 5289-80. Сторона 2 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Лицевая сторона обложки |
П. ЧАЙКОВСКИЙ (1840 — 1893) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23 1. Allegro non troppo e molto maestoso. Allegro con spirito. 2. Andanfino semplice 3. Allegro con fuoco СВЯТОСЛАВ РИХТЕР ВЕНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Дирижер Герберт Караян Первый концерт для фортепиано с оркестром (си бемоль минор), соч. 23 был написан П. И. Чайковским в конце 1874 — начале 1875 года. Концерт состоит из трех частей. В первую часть вводит большое вступление торжественного, триумфального характера. Подобно радостному гимну, звучит у скрипок и виолончелей его основная тема, сопровождаемая могучими «колокольными» аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру — и глубокие басы, и светлый, звонкий высокий регистр. В основе главной темы первой части — напев слепцов-лирников, услышанный Чайковским на Украине. Вторая тема первой части, полная лирического порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема по характеру близка жанру колыбельной песни. Темы части подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации. Вторая часть — замечательный образец лирики Чайковского. В спокойном, неспешном движении развертывается напевная мелодия. Средний раздел — вальс-скерцо, в основу которого положена мелодия французской песенки, напевавшейся в семье Чайковского. Тема ее перерастает в коду, завершающую вторую часть. Третья часть (финал) выдержана в радостных, ликующих тонах и развертывается в стремительном движении. Она воспринимается как музыкальная картина народного веселья, праздника. Основная тема этой части построена на мелодии подлинной украинской хороводной песни «Выйди, Иванку, заспевай веснянку». В финале концерта звучит и другая лирическая тема. Она появляется сначала у скрипок, а затем у фортепиано. Обе темы широко разрабатываются. Напевная тема к концу части превращается в грандиозный, торжественный гимн. Многими своими чертами он перекликается с праздничной темой вступления первой части. Этот могучий гимн утверждает основную идею произведения — торжество светлых сил. * * * Советский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1914 года в г. Житомире в семье музыканта. Юность его прошла в Одессе. В детские и юношеские годы он не только играл, но и много сочинял, увлекался живописью и театром, любил импровизировать на собственные и заданные темы. В 1937 году он переехал в Москву, поступил в консерваторию в класс профессора Г. Г. Нейгауза. Уже отдельные выступления Рихтера на студенческих концертах (в частности исполнение Фантазии до мажор Шуберта, Сонаты си минор Листа, прелюдий Дебюсси) показали, что в его лице растет пианист необычайного размаха. Вскоре Рихтер вышел на большую концертную эстраду. С начала сороковых годов он безраздельно отдал себя пианистическому искусству, непрестанно совершенствуя свое мастерство. Рихтер переиграл огромное количество сочинений. В его репертуаре — Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Вебер, Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Франк, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Мясковский, Шостакович, Дебюсси, Равель, Шимановский, Барток. В 1961 году Святославу Рихтеру присвоено звание народного артиста СССР. В том же году он был удостоен Ленинской премии. |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-73 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, 1973 Арт. 36-8 Цена 1 руб. 45 коп. |
Апрелевский завод 1981 - оборот конверта |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 1 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 2 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Лицевая сторона Экспортное издание |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Обратная сторона Экспортное издание |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Лицевая сторона Экспортное издание |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Обратная сторона Экспортное издание |
Всесоюзная студия грамзаписи Лицевая сторона Экспортное издание |
Всесоюзная студия грамзаписи Обратная сторона Экспортное издание |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ТУ-43.10.1.74 Сторона 1 |
Ленинградский завод грампластинок, 1978 Лицевая сторона |
Ленинградский завод грампластинок, 1978 Обратная сторона |
Ленинградский завод грампластинок ГОСТ 5289-73. Сторона 1 |
Ленинградский завод грампластинок ГОСТ 5289-73. Сторона 2 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Арт. 36-8 Цена 1 руб. 45 коп. Заказ 005501 P |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-73. Сторона 1 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-73. Сторона 2 |
Экспортное издание для Чехословакии (для фирмы SUPRAPHON 1 10 1313) |
Ленинградский завод, 1979 г зак. 71 |
Если попытаться охарактеризовать вкратце путь, пройденный Святославом Рихтером в последние годы непрерывного блистательного концертирования, то лучше всего сказать так: борьба за совершенство воплощения, за правду, точность и глубину выражения .Именно этим рождены такие замечательные артистические достижения Рихтера, как его записи последних лет. Перед нами изумительно четкие замыслы в достойной оправе, сплав героики и мощного драматического порыва с эпически величавым спокойствием и поэтически созерцательной мечтательностью, искусство чистое, целомудренное, проникнутое душевной и нравственной силой. Мера, строгость, порядок во всём и, главное, цельность восприятия, единый охват, которые ведут к тому, что исполняемое произведение лежит перед артистом «как огромный пейзаж, видимый сразу целиком и во всех деталях с орлиного полета, с необычайной высоты и с невероятной ясностью» (слова Г. Нейгауза). Запись Первого концерта Чайковского — великолепный образец нового прочтения этого сверхпопулярного произведения. Уже во вступлении к первой частя ясно ощущается отход от штампов... Оно звучит медленно, сдержанно, необыкновенно величественно, мощно, ослепительно ярко — словно гимн всемогущей природе, жизни. Еще Польше заметен отход от сложившихся традиций в главной партии. Октавы в теме звучат скорее жалобно, чем шутливо, и, главное, играются в характере, имитирующих тему флейт и кларнетов. Вторая тема с ее несколько патетическими синкопами и лирической взволнованностью интерпретируются на редкость благородно, просто, с оттенком легкой печали. Тем ярче, с большей силон звучит оркестровое «туттн», проводимое Караяном с неверотно точным расчетом звуковых градаций и предельно сгущенным эмоциональным нагнетанием. И столь же ярко, с повышенной экспрессией звучит вступающее вслед за оркестром фортепиано; одна динамическая волна сменяет другую, ни в чем нет нарочитости, напыщенности, ясный широкий замысел получает безупречное воплощение. Сдержанная (отнюдь не торопливая!) кода достойно завершает часть с ее поистине грандиозным масштабом и внутренней концентрацией эмоций. Спокойно и мягко развертывается главная тема второй части, легкая, прозрачная середина (в игре Рихтера здесь есть нечто волшебное, воздушное, полетное) оттеняет целомудренно скромную мелодию. Исполнение тонкое, живое, изящное, полное вкрадчивого очарования. В финале особенно поражает непрерывная текучесть музыки при рельефном выделении разнообразных эпизодов. Танцевальная первая тема с ясной динамической нюансировкой, широкий напев (ре бе моль мажор), наконец, грандиозная кульминация все это мастерски воссоздано вплоть до мельчайших деталей. Велика сила исполнительского дара Рихтера, ясность его артистического взора — они все покоряют, одушевляют, освещают ярким светом. Они делают музыкальное наследие живым для миллионов людей. Я. Мильштейн |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-73. Сторона 1 |
Ленинградский завод ГОСТ 5289-73. Сторона 2 |