В обширном наследии П.И.Чайковского сочинения в различных хоровых жанрах занимают особое место. Их немного, и может показаться, что их создание носило для композитора случайный характер. Но связь с традициями русской хоровой культуры, её музыкальными жанрами были для Чайковского очень органичны. При всей эпизодичности обращения композитора к хоровым произведениям, светским и духовным, оно проходит через весь его творческий путь.
Самое раннее из духовных сочинений П.И. Чайковского – Литургия Святого Иоанна 3латоуста, соч. 41 (1878 г.). Много размышляя над судьбой отечественной духовной музыки, композитор создал собственный творческий итог этих размышлений, написав Литургию в том стиле, который он считал наиболее отвечающим стилю православной службы. Появление Литургии в печати вызвало протест со стороны Придворной Певческой капеллы. Состоялось длительное судебное разбирательство, сопровождавшееся изъятием тиража у издателя. Лишь через два года дело было выиграно, и издатель П.И. Юргенсон получил право на публикацию Литургии без разрешения Капеллы. Исполнение Литургии имело большой успех у публики.
Запись Литургии П.И. Чайковского Государственным камерным хором Министерства культуры СССР под управлением В.К. Полянского осуществлена в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска – выдающемся памятнике архитектуры, обладающем уникальной акустикой. Звучание камерного хора приобретает здесь исключительные по выразительности краски: невероятную объёмность и полётность, чистоту и ясность каждой линии, совершенное слияние голосов.
-П. Вайдман