Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь.
Себя не прячешь ни за что.
Мне вспоминались эти строки поэта Владимира Соколова, когда я слушала старинные русские романсы в исполнении Валентины Щербининой: неоглядно открыто звучал богатый и чистый ее голос, с большим достоинством и благородством повествующий о таком слабом и таком сильном женском сердце.
Слушать старинные романсы в хорошем исполнении — большая радость. Смолоду их звуки волнуют душу, а слова зовут и обещают, даже в печали, светлую надежду. В зрелости — тревожат память незабытыми переживаниями и создают настроение сложное, порой тревожное, увлекая в некую уже отлетевшую даль.
Музыка и слово — в их сочетании неисчерпаемые возможности для возрождения, казалось бы, отошедших в прошлое жанров, таких, каким может показаться сегодня старинный романс. Но разве он отошел?
Валентина Щербинина — солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка РСФСР, признанная исполнительница партий Ольги в «Евгении Онегине», Ганны в «Майской ночи», Солохи в «Черевичках» — поет старинные романсы, открывая в давно устоявшемся жанре, в давно знакомых звуках новые художественные возможности. Она чутко воссоздает непосредственность, истинно поэтическую природу старинного романса, явно движимая и актерской интуицией, и стремлением уйти от шаблона, и, главное, чувством современности, не дающим художнику права на имитацию. В ее пении определенно ощутимо вдохновение.
Если бы мне пришлось искать эпиграф к этой пластинке, я вспомнила бы слова Петра Ильича Чайковского: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство, в настоящем
смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий».
И все же слово «удовольствие» здесь уместно. Истинное удовольствие, я думаю, ждет того, кто любит русский романс, кого привлекает актерский поиск. Своеобразное открытие Валентины Щербининой в области старинного романса, безусловно, достойно внимания.
Лариса Васильева
Подбор программы и обработки романсов сделаны пианистом-концертмейстером Давидом Владимировичем Ашкенази. Его участие в этой записи во многом определило то одухотворенное единство музыки, слова, исполнительской манеры, которое является признаком высокой культуры. Давид Ашкенази — один из опытнейших мастеров советской эстрады, выступавший с Изабеллой Юрьевой, Клавдией Шульженко, Вадимом Козиным и другими известными артистами.
«Я счастлива, что встретила на своем творческом пути такого музыканта,— говорит Валентина Щербинина.— Первоклассный пианист, тонкий интерпретатор, прирожденный педагог, он умеет быть требовательным и вместе с тем умеет поддержать, воодушевить партнера. Работать с ним было увлекательно. Меня восхищают пластичность и лаконизм его мастерских аранжировок, его чувство меры и вкус. Рада, если и в моем исполнении это тоже присутствует. Не могу не отметить и других участников нашей совместной работы: гитаристов Сергея Лебедева и Геннадия Разуваева и особенно Александра Чернова, чья скрипка своим чудесным, выразительным звуком, как мне кажется, очень украсила пластинку».