Сергей Рахманинов (1873–1943)
1 «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43 . . . . . . . . . . . . . . . 22.50
Джордж Гершвин (1898–1937)
2 «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Си-бемоль мажор (аранжировка Ф. Грофе) . . . . 16.39
Сэмюэл Барбер (1910–1981)
Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 38
3 I. Allegro appassionato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14.27
4 II. Canzone. Moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.09
5 III. Allegro molto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.33
Общее время: 68.43
Сергей Доренский, фортепиано
Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер – Александр Дмитриев (1, 2)
Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижер – Виктор Дубровский (3–5)
Записи: 1982 (1, 2), 1966 (3–5) гг.
Звукорежиссеры: С. Пазухин (1, 2), И. Вепринцев (3–5)
Редактор – Полина Добрышкина
Ремастеринг – Максим Пилипов
Дизайн – Ильдар Крюков
Перевод – Николай Кузнецов
Фото: Евгений Башмаков, Евгений Евтюхов
«Фирма Мелодия» представляет запись фортепианных концертов ХХ века в исполнении Сергея Доренского.
Екатерина Мечетина, заслуженная артистка России: «Этот диск представляет огромный интерес для меломана с нескольких точек зрения. Во-первых, сама личность Сергея Леонидовича Доренского – не только пианиста-виртуоза, наследника самых значительных традиций русской фортепианной школы, но и великого педагога, создавшего мощную ветвь русского пианизма, носящую имя «класс Доренского», обладает необыкновенным магнетизмом и обаянием. Во-вторых, меломану довольно нечасто доводится услышать концерт Барбера в исполнении русского пианиста – это сочинение не входит в традиционный репертуар, однако представляет значительный интерес, и я слышу в нем явное влияние великого Прокофьева».
Еще в 1966 году Сергей Доренский включил в свой репертуар фортепианный концерт выдающегося американского композитора Сэмюэля Барбера. Он первым в нашей стране исполнил это сочинение, с успехом прозвучавшее в США и Европе.
Всеволод Задерацкий, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории: «Концерт Сэмюэля Барбера в представленном на диске собрании сочинений – подлинное открытие для современного российского слушателя. Если Рапсодии Гершвина и Рахманинова постоянно встречаются на филармонических афишах, то концерт Барбера никогда. Вместе с тем, это произведение – подлинная вершина американской музыки первой половины минувшего века и одна из вершин концертного жанра в мировом собрании шедевров».
В трактовке Доренского концерт прозвучал «неожиданно русским по аромату… в блестящем виртуозном стиле». Скрытые «русские» корни, влияние романтического пианизма Рахманинова и Горовица на сочинение американского автора, отраженные в интерпретации Доренского, придают ей особый интерес.
Николай Луганский, народный артист России: «Переиздание записей моего дорогого учителя Сергея Леонидовича Доренского – огромный подарок для всех любителей музыки. Сама идея диска очень любопытна – музыка американского композитора Барбера, американского композитора с русскими корнями Гершвина; и музыка великого русского композитора Рахманинова, отмеченная несомненным влиянием культуры Нового света, – все это, записанное советским пианистом! Интереснейшее сочетание – удивительный отголосок всегда парадоксальных российско-американских отношений!..».
В 1982 году Сергей Доренский записал на одну пластинку «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова и «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина. В исполнении этого замечательного музыканта оба произведения обретают неожиданное сходство. Не секрет, что полнозвучные «волны-кульминации» в рапсодии Гершвина обнаруживают явное влияние старшего русского коллеги. С другой стороны, Рахманинов как чуткий художник не мог игнорировать «бурный кипящий котел» американской музыки, в которой джаз господствовал безраздельно. Сознательно или нет, Рахманинов принимает саму суть джазового стиля – сочетание строгой схемы и почти неограниченной свободы высказывания – за основу своего сочинения.
Денис Мацуев, народный артист России: «Я очень рад, что «Мелодия» выпускает эту пластинку, так как искусство Сергея Леонидовича Доренского, к сожалению, подзабыто в современной звукозаписывающей индустрии. Он закончил выступать на большой сцене достаточно давно, потому что в какой-то момент сделал выбор в пользу преподавания. В итоге вторую половину своей жизни он посвятил своим ученикам. И сейчас школа Доренского звучит по всему миру. До сих пор любую новую программу я сначала играю профессору, потому что его по-отечески мудрые советы – всегда в точку, взгляд со стороны – всегда объективный и беспристрастный, а одобрение придаёт уверенности. Без его благословения я на большую сцену новую программу не выношу. Это закон и для меня, и для других учеников, таких, как, скажем, Николай Луганский…
Я прекрасно знаю записи Сергея Леонидовича Доренского «Рапсодии на тему Паганини» С. Рахманинова и «Рапсодию в стиле блюз» Дж. Гершвина. Я по ним практически учился. Но концерт Сэмюэля Барбера для меня самого – абсолютное открытие. Я, безусловно, знал, о нём, но после прослушивания записи Сергея Леонидовича, просто влюбился в эту потрясающую музыку, к сожалению, не так часто играемую. Барбер – удивительный американский композитор, самородок с особенным мелодизмом, ритмическим колоритом, и мелодическим рядом. Доренский по-хорошему заражает своей интерпретацией этого концерта».
Профессор и многолетний декан фортепианного факультета Московской консерватории, председатель и член жюри престижных международных конкурсов Сергей Доренский (р. 1931) являет собой редкий пример активного творческого долголетия. Сегодня он известен как педагог, ученики которого поддерживают мировую славу российской фортепианной школы (Н. Луганский, Д. Мацуев, Е. Мечетина, А. Писарев, В. Руденко, А. Штаркман, В. Корчинская-Коган, П. Нерсесьян и многие другие). Однако исполнительское творчество Сергея Доренского представляет собой оригинальную страницу в общей картине отечественной фортепианной школы.
Цифровое издание будет доступно в iTunes, Apple Music и других площадках.