текст анонса (Рижский завод), автор П.П.
«... Я регулярно выступаю с органом, считаю это необходимым для себя. В архитектуре есть фундамент, правда? Органная музыка и классики вообще — Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, старые итальянцы — это тот самый фундамент, на который опирается вокальное «здание».» Так говорила Ирина Архипова в одном из своих интервью, данных летом 1969 года. Сопоставление музыки с архитектурой здесь не случайно. Это не просто дань старинной и очень верной формуле, согласно которой архитектура — застывшая музыка, а музыка — звучащая архитектура. Нет, речь идет об органическом слиянии пространственного и музыкального мышления самой артистки: ведь она начинала свой путь как выпускница Архитектурного института, параллельно занимающаяся пением. Вскоре вокальное искусство решительно взяло верх, но «архитектурный фундамент» остался, и ныне мы восхищаемся не только прекрасным голосом и блистательным артистизмом талантливой певицы, но и ее конструктивным мастерством, ее умением «построить» музыкальный образ, тонко и точно распределить звуковые краски, создать стройное и гармоничное «звуковое здание».
Сегодня Ирина Архипова известна во всем мире как крупнейшая оперная артистка, гастроли которой и в классической стране пения — Италии, и в США, и во многих других странах проходят с огромным успехом. Знают ее и как тонкую камерную певицу, обладающую обширным репертуаром. И все же она регулярно возвращается к старинной музыке и к органу: это приносит, по ее образному выражению, «очищение от вокальных грехов». Домский концертный зал в Риге особенно привлекает Ирину Архипову. Она находит большую радость в красоте и масштабности собора, в его монументальных архитектурных формах и, разумеется, в богатстве звучания его органа.
На предлагаемой пластинке записаны произведения мастеров разных стран и эпох, но всех их объединяют общие черты — чистота стиля, благородство и сдержанная сила эмоций. В исполнении этих пьес любитель музыки найдет сочетание тех особенностей искусства Ирины Архиповой, которые сделали ее одной из выдающихся певиц современности. Вслушаемся, например, в Саго mio ben Джордани — какое легкое, без малейшего напряжения, piano б верхнем регистре! Или в монументальную арию Страделлы Pieta, Signore, спетую в лучших традициях bel canto. Здесь обращает на себя внимание тончайшее распределение нюансов, при котором голос в каждой новой фразе как будто озаряется изнутри новым оттенком той же основной краски. Видимо, артистке близка не только архитектура, но и изобразительные искусства, ибо прием использования «валёров» — тонких оттенков одного цвета, заимствован именно у живописцев. В результате Ирине Архиповой удается то, что по плечу не каждому даже крупному артисту: она преодолевает статичность старинной формы da Capo и возвращение первого раздела арии воспринимается не как буквальное повторение, а как изложение новой музыкальной мысли.
Можно не сомневаться в том, что пластинка эта принесет много радости любителям сдержанного, мудрого и в то же время теплого и искреннего искусства.
П. П.