6 дней
О сайте40 6 | СМ 01897-8 1970 |
сторона 1. 1. Т. Джордани — (1733—1806) Ария "Caro mio ben" 2. А. Страделла — (1642—1682) Ария "Pleti, Signore" 3. Дж. Перголези — (1710—1736) Ария из "Stabat Mater" 4. К. Монтеверди — (1567—1643) Ария "Lasciatemi morire" сторона 2. 5. И. С. Бах —Ш. Гуно — (1685—1750)—(1818—1893) Ave Maria 6. Г. Ф. Гендель — (1685—1759) Ария "Dignare" из кантаты "Dettingen Те Deum" 7. Г. Ф. Гендель — (1685—1759) Ария из оратории "Heracles" 8. Г. Ф. Гендель — (1685—1759) Ария из оратории "La passione" 9. Ж. Бизе — (1838—1875) Agnus Dei П. СИПОЛНИЕКС (орган) 1, 3, 5- О. ЯНЧЕНКО (орган) 2, 4, 9 Хор мальчиков муз. Школы им. Э. Дарзиня г. Риги п/у И.-Кокара(5). Художественный руководитель, звукорежиссер — АЛЕКСАНДР ГРИВА Инженер звукозаписи — ОЛЬГЕРТС ЛИЕПИНЬШ Художник — ГУНАРС КИРКЕ Записано в Домском концертном зале, г. Рига Giordani, Stradella, Pergolese, Monteverdi, Bach, Haendel, Bizet: Songs & Arias Апрелевский завод. Экспортное издание. Художник А. Медведев. Фото Г. Соловьева |
Текст анонса (Апрелевский завод). Солистка Большого театра, народная артистка СССР Ирина Архипова — одна из выдающихся советских певиц, чье искусство получило всемирное признание. Она родилась в Москве. Окончила Московский архитектурный институт, где занималась в самодеятельном вокальном кружке у педагога Н. Малышевой, затем в 1954 году — Московскую консерваторию по классу профессора Л. Савранского. Артистическая карьера Ирины Архиповой началась на Урале, в Свердловском театре оперы и балета. В 1955 году певица была удостоена I премии и золотой медали лауреата на международном конкурсе вокалистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, а в 1956 году дебютировала на сцене Большого театра Союза ССР в партии Кармен. Живое, яркое дарование артистки раскрылось в труднейших партиях классического и современного оперного репертуара. «Я люблю роли, в которых человек дан многогранно, в различных планах», — говорит Ирина Архипова. Главной темой ее творчества стало создание правдивого человеческого характера во всем многообразии его чувств и переживаний. Кармен в одноименной опере Бизе, Амнерис и Эболи («Аида» и «Дон Карлос» Верди), Марина Мнишек и Марфа («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Дьячиха («Ее падчерица» Яначека), Шарлотта («Вер-тер» Массне), Полина, Княгиня и Любовь («Пиковая дама», «Чародейка» и «Мазепа» Чайковского), Любаша, Весна и Любава («Царская незеста», «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова), Ниловна («Мать» Хренникова), Варвара Васильевна («Не только любовь» Щедрина) — лучшие творческие работы И. Архиповой в спектаклях Большого театра. Свыше трехсот произведений насчитывает концертный репертуар певицы. Особо следует отметить ее испо/ нение романсоз Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова, песен Мусоргского (вкгючая цикл «Песни и пляски смерти»), Брамса, Листа, Вольфа, рапсодии для альта Брамса, «Реквиема» Верди, кантат и ораторий русских и советских композиторов. Ирина Архипова неоднократно записывалась на грампластинки. Записи оперы «Борис Годунов» Мусоргского и рапсодии для альта Брамса с ее участием отмечены Grand Prix во Франции и США. Ирина Архипова много гастролирует в Советском Союзе. Огромный успех имели выступления певицы в Соединенных Штатах Америки, Италии, Финляндии и других странах. Советская и зарубежная музыкальная пресса высоко оценивает ее вокальное и сценическое мастерство. «Правда эмоций рождается у Архиповой из правды характера. Пожалуй, один из самых ярких примеров этого — Любаша в «Царской невесте»... Архипова создает монолитный образ. И это впечатление рождается из непрерывности внутренней жизни, в которой каждый миг заполнен мыслью и чувством...» (журнал «Советская музыка», 1964 г.). «В голосе Кармен — Архиповой звонкость, исключительная тембристость и драматическая насыщенность. Особое впечатление производит удивительное сочетание пламенного темперамента и неуловимого оттенка человеческой грусти, характерной для многих героинь русских опер, которое привносит Архипоза в исполнение партии Кармен... Ирина Архипова — одна из тех немногих певиц, которым удается при всей продуманности, сдержанности, элегантном сценическом поведении и при богатейшей тембровой гамме в голосе придать образу Кармен чувство необыкновенного тепла, привлекательности и правдивости» (газета «Унита» — Италия, 1961 г.). «Ее голос очень своеобразной красоты. Он обладает характерной сочностью, богатством тембра, свойственным низким струнным инструментам, и в то же время в нем есть нежность и трепет. В песнях (Брамса и Вольфа — ред..) ее голос звучит очень интимно, с тонкой фразировкой, передавая самые сокровенные чувства... Архипова принадлежит к превосходным исполнителям Lieder» (газета «Нью-Йорк тайме» — США, 1966 г.). «Голос Архиповой представляет славянскую школу в ее наилучшем виде, он звучит ровно во всех. регистрах, причем его превосходная динамическая эластичность сохраняет характерный тембр меццо на всем диапазоне. Благодаря пылающему форте, драматические кульминации достигали редкостного эффекта, и в соединении с этим сценическое воплощение сделало из интерпретации роли (Амнерис — ред.) персональную главную роль...» (газета «Илта Саномат» — Финляндия, 1967 г.). «У Ирины Архиповой тембристость голоса, чистое и округлое звучание сочетаются с очень благородным стилем пения. Марфа Архиповой является образцом исполнения этой партии...» (газета «Иль Джорно» — Италия, 1967 г.). «Строгость и благородство вкуса развиты у нее в высшей степени. Ничего лишнего. Никаких внешних эффектов. Все трактуется ярко, эмоционально-объемно и... удивительно просто. Но это та высшая простота, которая, являясь кристаллизацией десятков и десятков предварительных исполнительских вариантов, убеждает единственной неповторимостью» (газета «Советская культура», 1968 г.). |
Художественный руководитель, звукорежиссер — АЛЕКСАНДР ГРИВА Инженер звукозаписи — ОЛЬГЕРТС ЛИЕПИНЬШ Художник — ГУНАРС КИРКЕ Записано в Домском концертном зале. Архитектурный памятник XIII века. «... Я регулярно выступаю с органом, считаю это необходимым для себя. В архитектуре есть фундамент, правда? Органная музыка и классики вообще — Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, старые итальянцы — это тот самый фундамент, на который опирается вокальное «здание».» Так говорила Ирина Архипова в одном из своих интервью, данных летом 1969 года. Сопоставление музыки с архитектурой здесь не случайно. Это не просто дань старинной и очень верной формуле, согласно которой архитектура — застывшая музыка, а музыка — звучащая архитектура. Нет, речь идет об органическом слиянии пространственного и музыкального мышления самой артистки: ведь она начинала свой путь как выпускница Архитектурного института, параллельно занимающаяся пением. Вскоре вокальное искусство решительно взяло верх, но «архитектурный фундамент» остался, и ныне мы восхищаемся не только прекрасным голосом и блистательным артистизмом талантливой певицы, но и ее конструктивным мастерством, ее умением «построить» музыкальный образ, тонко и точно распределить звуковые краски, создать стройное и гармоничное «звуковое здание». Сегодня Ирина Архипова известна во всем мире как крупнейшая оперная артистка, гастроли которой и в классической стране пения — Италии, и в США, и во многих других странах проходят с огромным успехом. Знают ее и как тонкую камерную певицу, обладающую обширным репертуаром. И все же она регулярно возвращается к старинной музыке и к органу: это приносит, по ее образному выражению, «очищение от вокальных грехов». Домский концертный зал в Риге особенно привлекает Ирину Архипову. Она находит большую радость в красоте и масштабности собора, в его монументальных архитектурных формах и, разумеется, в богатстве звучания его органа. На предлагаемой пластинке записаны произведения мастеров разных стран и эпох, но всех их объединяют общие черты — чистота стиля, благородство и сдержанная сила эмоций. В исполнении этих пьес любитель музыки найдет сочетание тех особенностей искусства Ирины Архиповой, которые сделали ее одной из выдающихся певиц современности. Вслушаемся, например, в Саго mio ben Джордани — какое легкое, без малейшего напряжения, piano б верхнем регистре! Или в монументальную арию Страделлы Pieta, Signore, спетую в лучших традициях bel canto. Здесь обращает на себя внимание тончайшее распределение нюансов, при котором голос в каждой новой фразе как будто озаряется изнутри новым оттенком той же основной краски. Видимо, артистке близка не только архитектура, но и изобразительные искусства, ибо прием использования «валёров» — тонких оттенков одного цвета, заимствован именно у живописцев. В результате Ирине Архиповой удается то, что по плечу не каждому даже крупному артисту: она преодолевает статичность старинной формы da Capo и возвращение первого раздела арии воспринимается не как буквальное повторение, а как изложение новой музыкальной мысли. Можно не сомневаться в том, что пластинка эта принесет много радости любителям сдержанного, мудрого и в то же время теплого и искреннего искусства. П. П. |
текст анонса (Рижский завод), автор П.П. «... Я регулярно выступаю с органом, считаю это необходимым для себя. В архитектуре есть фундамент, правда? Органная музыка и классики вообще — Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, старые итальянцы — это тот самый фундамент, на который опирается вокальное «здание».» Так говорила Ирина Архипова в одном из своих интервью, данных летом 1969 года. Сопоставление музыки с архитектурой здесь не случайно. Это не просто дань старинной и очень верной формуле, согласно которой архитектура — застывшая музыка, а музыка — звучащая архитектура. Нет, речь идет об органическом слиянии пространственного и музыкального мышления самой артистки: ведь она начинала свой путь как выпускница Архитектурного института, параллельно занимающаяся пением. Вскоре вокальное искусство решительно взяло верх, но «архитектурный фундамент» остался, и ныне мы восхищаемся не только прекрасным голосом и блистательным артистизмом талантливой певицы, но и ее конструктивным мастерством, ее умением «построить» музыкальный образ, тонко и точно распределить звуковые краски, создать стройное и гармоничное «звуковое здание». Сегодня Ирина Архипова известна во всем мире как крупнейшая оперная артистка, гастроли которой и в классической стране пения — Италии, и в США, и во многих других странах проходят с огромным успехом. Знают ее и как тонкую камерную певицу, обладающую обширным репертуаром. И все же она регулярно возвращается к старинной музыке и к органу: это приносит, по ее образному выражению, «очищение от вокальных грехов». Домский концертный зал в Риге особенно привлекает Ирину Архипову. Она находит большую радость в красоте и масштабности собора, в его монументальных архитектурных формах и, разумеется, в богатстве звучания его органа. На предлагаемой пластинке записаны произведения мастеров разных стран и эпох, но всех их объединяют общие черты — чистота стиля, благородство и сдержанная сила эмоций. В исполнении этих пьес любитель музыки найдет сочетание тех особенностей искусства Ирины Архиповой, которые сделали ее одной из выдающихся певиц современности. Вслушаемся, например, в Саго mio ben Джордани — какое легкое, без малейшего напряжения, piano б верхнем регистре! Или в монументальную арию Страделлы Pieta, Signore, спетую в лучших традициях bel canto. Здесь обращает на себя внимание тончайшее распределение нюансов, при котором голос в каждой новой фразе как будто озаряется изнутри новым оттенком той же основной краски. Видимо, артистке близка не только архитектура, но и изобразительные искусства, ибо прием использования «валёров» — тонких оттенков одного цвета, заимствован именно у живописцев. В результате Ирине Архиповой удается то, что по плечу не каждому даже крупному артисту: она преодолевает статичность старинной формы da Capo и возвращение первого раздела арии воспринимается не как буквальное повторение, а как изложение новой музыкальной мысли. Можно не сомневаться в том, что пластинка эта принесет много радости любителям сдержанного, мудрого и в то же время теплого и искреннего искусства. П. П. |
Мелодия / Eterna 8 26 669 1975 г |