Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (до минор, соч. 18, 1901) занял особое место в творчестве Рахманинова, став едва ли не самым популярным его сочинением не только благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем, законченности общей концепции, но и потому, что композитор необычайно ярко сумел воплотить в нем то настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового, которым охвачены были широкие круги русского общества на пороге XX столетия.
Лейтмотивом многих литературных произведений становится горьковское «Человек - это звучит гордо». Тема роста человеческой личности, преодоления всех внешних и внутренних препятствий, мешающих ее полному раскрытию и самоутверждению, лежит и в основе наиболее выдающихся образцов русской музыки той же поры (например, симфония c-moll Танеева, сонаты и симфонии Скрябина). Во Втором фортепианном концерте Рахманинова она выражена с особой лирической непосредственностью, теплотой и поэтической озаренностью чувства. При наличии ярких драматических контрастов и столкновения противоборствующих начал, музыка концерта носит в целом светлый, гармонически ясный характер. Его основным мотивом является воспевание красоты и радости жизни, воплощенное во множестве выразительных оттенков и градаций от тихого созерцания до восторженного, ликующего пафоса.
Трудно указать в музыкальной литературе другое произведение крупной формы, в котором бы до такой степени доминировало песенно-мелодическое начало. Мелодическая широта, кантиленность основных тем определяет и характерно рахманиновский тип развертывания, совершающегося плавно и постепенно, почти без цезур и перерывов. Разделы музыкальной формы тесно спаяны между собой и даже не переходят, а «перетекают» друг в друга. Но это нигде не вызывает ощущения лирической аморфности и бесформенности, благодаря очень точному ощущению Рахманиновым «музыкального времени», верному распределению кульминаций и пропорциональности общей структуры.
Характерные, индивидуально своеобразные черты мелодики, гармонии, инструментовки Второго концерта становятся определяющими для большого периода рахманиновского творчества. Показательно, что если в предыдущих сочинениях Рахманинова критика обращала внимание главным образом на колоритность гармонии и оркестрового звучания, то теперь во всех отзывах подчеркивался мелодический дар композитора, проявляющийся в изумительной красоте, широте и певучести его тем. И действительно, необычайно рельефные, мелодически широко развернутые, насыщенные по выражению темы концерта раньше всего остального увлекают и захватывают слушателя. Рисунок мелодии становится у Рахманинова гораздо более свободным, ясным и пластически законченным, приобретает широту и гибкость.
По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует. Только изредка во второй и третьей частях встречаются у фортепиано самостоятельные сольные эпизоды, которые могут быть восприняты как своего рода «виртуозное отступление».
В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационнотематических элементов.
Из книги Ю. Келдыша «Рахманинов и его время».
Москва, изд-во «Музыка», 1973 г.
Двадцатилетним студентом Московской консерватории Виктор Ересько завоевал первую премию на Международном конкурсе имени Маргариты Лонг в Париже (1963). «Этот молодой пианист не только большой виртуоз, но и вдохновенный поэт, превосходно владеющий искусством звука, а не только клавиатурой. Я вижу в нем Рахманинова», — сказала тогда Маргарита Лонг.
Ересько начал образование в Львовской музыкальной школе. В шестнадцать лет, учеником десятого класса, стал победителем конкурса исполнителей Украины и Молдавии. В 1965 году закончил Московскую консерваторию по классу Льва Наумова, у него же совершенствовался в аспирантуре. В 1966 году был удостоен третьей премии на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, а в 1968-м — почетной медали «За выдающиеся заслуги в области исполнительского искусства» английского Международного общества имени Харриет Коуэн.
География стран, в крупнейших городах и столицах которых Виктор Ересько выступал с сольными и симфоническими концертами, очень широка — Польша, ГДР, Финляндия, Чехословакия, Бразилия, Венгрия, ФРГ, Португалия, США, Венесуэла, Нидерланды, Болгария, Румыния, Испания, Австрия, Аргентина, Япония, Франция.
Репертуар пианиста охватывает практически все стили и направления. Значительное место занимает в нем русская музыка. В частности, в год столетия со дня рождения Рахманинова Ересько посвятил его творчеству цикл сольных концертов. Впервые в истории советского исполнительства прозвучали все произведения, написанные Рахманиновым для фортепиано соло.
Критики разных стран единодушно признают самобытность исполнительского облика музыканта, подчеркивая особый характер его пианизма: сочетание безукоризненного стиля с новаторским подходом к музыке, полное подчинение виртуозности решению художественных задач.