1 день
О сайте8 4 | А10 00155 006 1985, дата записи: 1984 |
С. РАХМАНИНОВ (1873 — 1943) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 18 Сторона 1 1. Moderato— 10.50 2. Adagio sostenuto—11.26 Сторона 2 3. Allegro scherzando—11.58 ВИКТОР ЕРЕСЬКО Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Геннадий Проваторов Звукорежиссер П. Кондрашин. Редактор И. Слепнев Оформление художника Б. Белова Фото на обороте конверта Л. Педенчук На лицевой стороне конверта: К. Юон. Раскрытое окно Запись 1984 г. (цифровая) |
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (до минор, соч. 18, 1901) занял особое место в творчестве Рахманинова, став едва ли не самым популярным его сочинением не только благодаря высокому художественному благородству, красоте и выразительности тем, законченности общей концепции, но и потому, что композитор необычайно ярко сумел воплотить в нем то настроение радостного возбуждения, подъема, ожидания чего-то нового, которым охвачены были широкие круги русского общества на пороге XX столетия. Лейтмотивом многих литературных произведений становится горьковское «Человек - это звучит гордо». Тема роста человеческой личности, преодоления всех внешних и внутренних препятствий, мешающих ее полному раскрытию и самоутверждению, лежит и в основе наиболее выдающихся образцов русской музыки той же поры (например, симфония c-moll Танеева, сонаты и симфонии Скрябина). Во Втором фортепианном концерте Рахманинова она выражена с особой лирической непосредственностью, теплотой и поэтической озаренностью чувства. При наличии ярких драматических контрастов и столкновения противоборствующих начал, музыка концерта носит в целом светлый, гармонически ясный характер. Его основным мотивом является воспевание красоты и радости жизни, воплощенное во множестве выразительных оттенков и градаций от тихого созерцания до восторженного, ликующего пафоса. Трудно указать в музыкальной литературе другое произведение крупной формы, в котором бы до такой степени доминировало песенно-мелодическое начало. Мелодическая широта, кантиленность основных тем определяет и характерно рахманиновский тип развертывания, совершающегося плавно и постепенно, почти без цезур и перерывов. Разделы музыкальной формы тесно спаяны между собой и даже не переходят, а «перетекают» друг в друга. Но это нигде не вызывает ощущения лирической аморфности и бесформенности, благодаря очень точному ощущению Рахманиновым «музыкального времени», верному распределению кульминаций и пропорциональности общей структуры. Характерные, индивидуально своеобразные черты мелодики, гармонии, инструментовки Второго концерта становятся определяющими для большого периода рахманиновского творчества. Показательно, что если в предыдущих сочинениях Рахманинова критика обращала внимание главным образом на колоритность гармонии и оркестрового звучания, то теперь во всех отзывах подчеркивался мелодический дар композитора, проявляющийся в изумительной красоте, широте и певучести его тем. И действительно, необычайно рельефные, мелодически широко развернутые, насыщенные по выражению темы концерта раньше всего остального увлекают и захватывают слушателя. Рисунок мелодии становится у Рахманинова гораздо более свободным, ясным и пластически законченным, приобретает широту и гибкость. По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует. Только изредка во второй и третьей частях встречаются у фортепиано самостоятельные сольные эпизоды, которые могут быть восприняты как своего рода «виртуозное отступление». В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационнотематических элементов. Из книги Ю. Келдыша «Рахманинов и его время». Москва, изд-во «Музыка», 1973 г. Двадцатилетним студентом Московской консерватории Виктор Ересько завоевал первую премию на Международном конкурсе имени Маргариты Лонг в Париже (1963). «Этот молодой пианист не только большой виртуоз, но и вдохновенный поэт, превосходно владеющий искусством звука, а не только клавиатурой. Я вижу в нем Рахманинова», — сказала тогда Маргарита Лонг. Ересько начал образование в Львовской музыкальной школе. В шестнадцать лет, учеником десятого класса, стал победителем конкурса исполнителей Украины и Молдавии. В 1965 году закончил Московскую консерваторию по классу Льва Наумова, у него же совершенствовался в аспирантуре. В 1966 году был удостоен третьей премии на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, а в 1968-м — почетной медали «За выдающиеся заслуги в области исполнительского искусства» английского Международного общества имени Харриет Коуэн. География стран, в крупнейших городах и столицах которых Виктор Ересько выступал с сольными и симфоническими концертами, очень широка — Польша, ГДР, Финляндия, Чехословакия, Бразилия, Венгрия, ФРГ, Португалия, США, Венесуэла, Нидерланды, Болгария, Румыния, Испания, Австрия, Аргентина, Япония, Франция. Репертуар пианиста охватывает практически все стили и направления. Значительное место занимает в нем русская музыка. В частности, в год столетия со дня рождения Рахманинова Ересько посвятил его творчеству цикл сольных концертов. Впервые в истории советского исполнительства прозвучали все произведения, написанные Рахманиновым для фортепиано соло. Критики разных стран единодушно признают самобытность исполнительского облика музыканта, подчеркивая особый характер его пианизма: сочетание безукоризненного стиля с новаторским подходом к музыке, полное подчинение виртуозности решению художественных задач. |