ЛЗГ. 1979.
Зак. 174. Тир. 2050
Вадим Сергеевич Шефнер родился в 1915 году в Петрограде в семье потомственных моряков. С детства его воображение волновали морские странствия. Но после смерти отца Шефнер попал в детдом. Там он познакомился с неприкрытой, обжигающей юные сердца романтикой улицы, как миллионы сверстников-детдомовцев, повидал жизнь, людей, города, вокзалы…
Шефнер прошел серьезную трудовую школу: работал на фарфоровом заводе и на заводе «Электроаппарат», был инструктором по физкультуре, формовщиком в литейном цехе, подносчиком кирпича на стройке, чертёжником-архивариусом на оптико-механическом заводе, библиотекарем.
Первое стихотворение Шефнер опубликовал в 1936 году, а в 1938 году был принят в молодое Объединение поэтов, которым руководил А. Гитовнч.
Ещё в раннем детстве Шефнер пристрастился к русской классической поэзии — Пушкину, Лермонтову, Фету, А. К. Толстому, Тютчеву, Блоку, Бунину. Много лет спустя Вадим Сергеевич подтвердит и расширит круг своих пристрастий: «Литературных взглядов никому не навязываю, но для себя считаю рабочей аксиомой, что высокая линия российской поэзии идет через Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова, Блока, Ахматову, Заболоцкого и далее — к неведомым поэтам будущего». Русская классика — по собственному признанию поэта — вызывала потребность задумываться над жизнью, анализировать её, учила простоте в передаче сложнейших оттенков во взаимоотношениях человека с природой, с историей. Классика помогала не только стихосложению, но, прежде всего, миропониманию.
В 1940 году вышла первая книга поэта «Светлый берег», и в этой ещё ученической книге есть свой сердцем пережитый опыт, свои открытия.
Природа и человек — вот главные мотивы этой книги, юношески страстной, лирически взволнованной и бескомпромиссной; в ней наметились основополагающие для всего дальнейшего творческого пути поэта контуры.
Началась война. Вадим Шефнер стал рядовым солдатом батальона аэродромного обслуживания, несколько позже — сотрудником армейской газеты. В его творчество властно вошла тема Великой Отечественной войны. Она оттеснила все другие мысли и заботы. Войне посвящен сборник стихов «Защита» (1943 г.).
На этой пластинке автор читает одно из известнейших своих стихотворении военных лет — «Зеркало» (1942 г.). Страшным взрывом разрушен дом. Снесены перекрытия. Выбиты стёкла. Обуглены стены. Но на высоте шестого этажа над бездной сохранилось целое и невредимое зеркало:
Свидетель довоенного уюта,
На сыростью изъеденной стене
Тепло дыханья и улыбку чью-то
Оно хранит в стеклянной глубине…
Теперь в него и день и ночь глядится
Лицо ожесточенное войны.
В нём орудийных выстрелов зарницы
И зарева тревожные видны.
От этой истории времён блокады Ленинграда веет подлинностью фотографического снимка. По характеру своему картина локальна, как бы нанесена на плоскость.
И сегодня в звучащих на пластинке стихах мы слышим голос публициста. Здесь по-прежнему в центре внимания гражданские и нравственные мотивы. Разговор о чести, совести, долге, о судьбах России, о русской словесности.
Цикл «Василию Тредиаковскому посвящается» представлен двумя стихотворениями («Квадратик» и «Успокоение»), В них Шефнер рассказывает о труде подвижника, закладывающего фундамент русской поэзии. Велика его миссия, по он осужден на непонимание, на забвение. И мы, сегодняшние читатели, всей душой сочувствуем целеустремленности человека, прорубающего лестницу к небу.
На этом диске голос поэта является непосредственным проводником между его произведениями и нами, слушателями. Авторское чтение имеет свою особенную, ничем другим невосполнимую ценность: мы слышим живые интонации человека, написавшего эти стихи, ближе знакомимся с автором.
Надеемся, что пластинка Вадима Сергеевича Шефнера найдет горячий отклик в сердцах любителей поэзии.
П. КОНДРАШОВ