4 дня
О сайте5 | С40-11249-50 1978 |
01 - Путь капли по стеклу и путь огня в лесу... 02 - Лесной пожар 03 - Зеркало 04 - Слова 05 - Выпускающий птиц 06 - Спросил у памяти 07 - Весть 08 - Нам снится не то, что хочется нам... 09 - На пенсии 10 - Пластинка 11 - Вещи 12 - Ручной волк 13 - Книга обид 14 - Гордыня 15 - Приятельницы 16 - Личный враг 17 - Стрела 18 - Лампочки в люстре 19 - Слёзы 20 - Миг 21 - Квадратик 22 - Успокоение 23 - Орфей 34 - А в старом парке листья жгут... 25 - Забывают 26 - Переулок памяти 27 - Трещинка 28 - Баллада на старинный манер 29 - Лилит (1) 30 - Лилит (2) 31 - Лилит (3) 32 - Лилит (4) 33 - У ангела ангина... 34 - Счастье 35 - Над собой умей смеяться... 36 - Ночью в Иокогаме, стоя на берегу... 37 - Налегай на весло, неудачник! ЛЗ Зак. 174. Т. 2050 |
ЛЗГ. 1979. Зак. 174. Тир. 2050 Редактор М. Тулин Звукорежиссер Г. Любимов Художник П. Киселев |
ЛЗГ. 1979. Зак. 174. Тир. 2050 Вадим Сергеевич Шефнер родился в 1915 году в Петрограде в семье потомственных моряков. С детства его воображение волновали морские странствия. Но после смерти отца Шефнер попал в детдом. Там он познакомился с неприкрытой, обжигающей юные сердца романтикой улицы, как миллионы сверстников-детдомовцев, повидал жизнь, людей, города, вокзалы… Шефнер прошел серьезную трудовую школу: работал на фарфоровом заводе и на заводе «Электроаппарат», был инструктором по физкультуре, формовщиком в литейном цехе, подносчиком кирпича на стройке, чертёжником-архивариусом на оптико-механическом заводе, библиотекарем. Первое стихотворение Шефнер опубликовал в 1936 году, а в 1938 году был принят в молодое Объединение поэтов, которым руководил А. Гитовнч. Ещё в раннем детстве Шефнер пристрастился к русской классической поэзии — Пушкину, Лермонтову, Фету, А. К. Толстому, Тютчеву, Блоку, Бунину. Много лет спустя Вадим Сергеевич подтвердит и расширит круг своих пристрастий: «Литературных взглядов никому не навязываю, но для себя считаю рабочей аксиомой, что высокая линия российской поэзии идет через Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова, Блока, Ахматову, Заболоцкого и далее — к неведомым поэтам будущего». Русская классика — по собственному признанию поэта — вызывала потребность задумываться над жизнью, анализировать её, учила простоте в передаче сложнейших оттенков во взаимоотношениях человека с природой, с историей. Классика помогала не только стихосложению, но, прежде всего, миропониманию. В 1940 году вышла первая книга поэта «Светлый берег», и в этой ещё ученической книге есть свой сердцем пережитый опыт, свои открытия. Природа и человек — вот главные мотивы этой книги, юношески страстной, лирически взволнованной и бескомпромиссной; в ней наметились основополагающие для всего дальнейшего творческого пути поэта контуры. Началась война. Вадим Шефнер стал рядовым солдатом батальона аэродромного обслуживания, несколько позже — сотрудником армейской газеты. В его творчество властно вошла тема Великой Отечественной войны. Она оттеснила все другие мысли и заботы. Войне посвящен сборник стихов «Защита» (1943 г.). На этой пластинке автор читает одно из известнейших своих стихотворении военных лет — «Зеркало» (1942 г.). Страшным взрывом разрушен дом. Снесены перекрытия. Выбиты стёкла. Обуглены стены. Но на высоте шестого этажа над бездной сохранилось целое и невредимое зеркало: Свидетель довоенного уюта, На сыростью изъеденной стене Тепло дыханья и улыбку чью-то Оно хранит в стеклянной глубине… Теперь в него и день и ночь глядится Лицо ожесточенное войны. В нём орудийных выстрелов зарницы И зарева тревожные видны. От этой истории времён блокады Ленинграда веет подлинностью фотографического снимка. По характеру своему картина локальна, как бы нанесена на плоскость. И сегодня в звучащих на пластинке стихах мы слышим голос публициста. Здесь по-прежнему в центре внимания гражданские и нравственные мотивы. Разговор о чести, совести, долге, о судьбах России, о русской словесности. Цикл «Василию Тредиаковскому посвящается» представлен двумя стихотворениями («Квадратик» и «Успокоение»), В них Шефнер рассказывает о труде подвижника, закладывающего фундамент русской поэзии. Велика его миссия, по он осужден на непонимание, на забвение. И мы, сегодняшние читатели, всей душой сочувствуем целеустремленности человека, прорубающего лестницу к небу. На этом диске голос поэта является непосредственным проводником между его произведениями и нами, слушателями. Авторское чтение имеет свою особенную, ничем другим невосполнимую ценность: мы слышим живые интонации человека, написавшего эти стихи, ближе знакомимся с автором. Надеемся, что пластинка Вадима Сергеевича Шефнера найдет горячий отклик в сердцах любителей поэзии. П. КОНДРАШОВ |