Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В историю баховского исполнительства XX века огромный вклад внес немецкий органист, клавесинист и дирижер Карл Рихтер (1926—1981), с искусством которого по многочисленным записям и гастролям созданного и руководимого им Мюнхенского Баховского хора и оркестра хорошо знакомы слушатели во многих странах мира. Во главе этих коллективов Карл Рихтер дважды посещал и нашу страну — в 1968 и 1970 годах, кроме того он выступал у нас как органист и как клавесинист в ансамбле с Леонидом Коганом с исполнением скрипичных сонат И. С. Баха.
Хотя как дирижер К. Рихтер обращался не только к произведениям Баха, но и других авторов (широко известны, в частности, его исполнительские концепции, запечатленные в записи, «Мессии» Генделя и «Орфея и Эвридики» Глюка, некоторых симфоний Гайдна, а в конце своего артистического пути, в октябре 1979 года, он дирижировал в Мюнхенской опере «Ифигенией в Тавриде» Глюка), именно как баховский интерпретатор он снискал мировую славу. И это неудивительно. Свойственная исполнительскому почерку К. Рихтера динамическая целеустремленность, эмоциональная порывистость придали его баховским трактовкам редкую законченность, логичность и огромную впечатляющую силу. Исполняя сочинения Баха, К. Рихтер меньше всего заботился о том, чтобы сохранить музейный колорит звучания баховской музыки, не стремился он и к тому, чтобы приблизить свое исполнение к «аутентичной» исторической обстановке баховских концертов XVIII столетия, не использовал в своем оркестре оригинальных инструментов той эпохи.
Камерная интимность, изысканность, утонченность не были особенно близки Рихтеру-дирижеру. Его стихией была энергия, пафос, страсть, глубокое, открытое чувство. Он был удивительным художником-драматургом, умевшим мастерски «выстраивать» здания монументальных баховских произведений, добиваться поразительной гармоничности, соразмерности всех деталей, при впечатляющем масштабном охвате целого. В этом отношении особенно показательны его трактовки «Страстей по Матфею», «Страстей по Иоанну», Мессы си минор, Рождественской оратории, которые могут по праву считаться квинтэссенцией исполнительского стиля Карла Рихтера — баховского дирижера. В этих его трактовках органично слиты в единое целое глубокая поэтическая проникновенность, «взрывчатая» энергия огромной силы, драматический пафос и необыкновенная колористическая, живописная образность.
На художественное видение Карла Рихтера музыки Баха несомненное влияние оказал знаменитый дирижер и органист Гюнтер Рамин, с которым молодой музыкант общался в начале своей исполнительской деятельности в Лейпциге, когда он был хормейстером (1946), а затем органистом в Томаскирхе (1947), где в свое время работал И. С. Бах. Здесь он принимал участие в исполнении многих баховских кантат и произведений крупной формы под управлением Г. Рамина. С начала 50-х годов Карл Рихтер жил в Мюнхене, где в 1951 году стал преподавать в Высшей музыкальной школе, а через пять лет получил звание профессора. В эти же годы он организовал хор и оркестр имени Баха, первые же записи которого на пластинки принесли этим коллективам и их руководителю широкую известность. Можно сказать, что Карл Рихтер создал целую школу в баховском исполнительстве, объединив вокруг себя также многих крупнейших певцов своего времени. С ним постоянно работали Д. Фишер-Дискау, Э. Хефлигер, X. Тёппер, Э. Матис, П. Шрайер, Г. Яновиц, Т. Адам, Ю. Хамари и многие другие. Кончина выдающегося артиста 15 февраля 1981 года в возрасте пятидесяти четырех лет была воспринята во всем мире как большая утрата для музыкальной культуры нашего времени.



* * *


В московских гастролях Мюнхенского Баховского ансамбля приняли участие видные певцы, постоянные сотрудники Карла Рихтера в концертах и в записях на пластинки. Исключение составляет лишь бас-баритон Петер ван дер Бильт, чье имя мало известно, но и он оказался достойным партнером своих именитых коллег. Наиболее . Авторитетным среди солистов в московском исполнении Мессы си минор является швейцарский тенор Эрнст Хефлигер, выдающийся интерпретатор музыки И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Г. Малера, К. Орфа, И. Стравинского.
Хефлигер родился 6 июля 1919 года в Давосе. Его вокальная подготовка не свободна от дефектов (в основном, техника артиста базируется на самообразовании), но большая исполнительская культура и благородство музицирования, развитые под руководством видного певца Юлиуса Патцака в Вене, полностью их компенсируют. Дебютировал Хефлигер в 1942 году как камерный исполнитель. С 1943 года артист работал в оперном театре в Цюрихе. В том же 1943 году Хефлигер впервые солировал в «Страстях по Матфею» И. С. Баха. Впоследствии сольные партии в баховских пассионах стали его наивысшими творческими достижениями и принесли ему славу лучшего баховского тенора 1950-х — 1960-х годов. С 1952 года Хефлигер выступал в Городской опере Западного Берлина, где сложилось его сотрудничество с выдающимся дирижером Ференцем Фричаем. Хефлигер был неизменным участником оперных записей Фричая. Такой же тесный творческий контакт был у певца и с Мюнхенским Баховским ансамблем и его руководителем Карлом Рихтером. Выдающийся исполнитель ораториальной музыки, Хефлигер был участником концертов и записей корифеев дирижерского искусства — Бруно Вальтера, Ойгена Йохума, Герберта фон Караяна. В амплуа камерного певца Хефлигер выступал также во многих странах мира. Его исполнение вокальной лирики композиторов-романтиков (в особенности Ф. Шуберта) заслуживает высочайшей оценки, но как в опере, так и в камерном репертуаре известность Хефлигера значительно уступает его славе исполнителя ораторий И. С. Баха, где ему не было равных на протяжении почти двух десятилетий.
Сопрано Урсула Букель (родилась в 1928 году в селении Лауша в Тюрингии) с детства была тесно связана с музыкой, а в тринадцать лет уже работала органистом в церкви своего родного села. Одновременно она совершенствовалась в пении. В 1947 году Букель поступила в школу церковной музыки в Брауншвейге, затем занималась во Фрайбурге у Ханса Хёффлина и в Цюрихе у известной певицы 1930-х годов Рии Гинстер. Она обратила на себя внимание после исполнения без репетиций сольной партии в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха. Урсула Букель в 1950-х годах становится одной из ведущих певиц, специализировавшихся на ораториальном репертуаре. Ей сопутствует успех на Баховских фестивальных неделях в Ансбахе и Шаффхаузене, она выступает в ФРГ, Австрии, Италии, Франции, Финляндии, Англии. Совместно с ансамблем "Deutsche Bach-Solisten" под управлением Хельмута Виншермана артистка совершила поездку в Японию, выступала в Афинах. В репертуаре Урсулы Букель сольные партии в ораториях и кантатах И. С. Баха, произведениях Г. Шютца, в операх К. Монтеверди, ораториях Ф. Мендельсона-Бартольди, произведениях современного швейцарского композитора Франка Мартина. Певица никогда не выступала на оперной сцене, отдав свой талант исполнению старинной и ораториальной музыки. Ее записи на грампластинках "Vox", "Deutsche Grammophon", "Cantate" имели большое распространение в 1950-х — 1960-х годах. С 1971 года певица преподает в консерватории Женевы.
Меццо-сопрано Херта Тёппер родилась 19 апреля 1924 года в Граце (Австрия), обучалась в консерватории родного города. В 1945—1951 годах выступала в оперном театре Граца, с 1952 года перешла в Мюнхенскую государственную оперу. Там она стала участницей первого исполнения оперы «Гармония мира» П. Хиндемита (1957 г.). В 1951 — 1952 годах певица выступала на фестивале в Байрейте в партии Брангены в «Тристане и Изольде» Р. Вагнера. В 1950-х годах Тёппер участвовала также в Зальцбургских фестивалях. Певица гастролировала на сценах Венской государственной оперы, миланского «Ла Скала», в Риме, Брюсселе, Амстердаме, Цюрихе. В 1960 году Тёппер успешно выступила в Сан-Франциско в партии Октавиана в «Кавалере роз» Р. Штрауса, в 1961 году дебютировала в «Метрополитен опере» в Нью-Йорке. Но известность Тёппер — оперной певицы значительно уступает ее репутации исполнительницы ответственных партий в ораториях. Долголетнее сотрудничество с Карлом Рихтером, участие в таких его прославленных записях на грампластинки, как «Страсти по Матфею» и Месса си минор, служивших образцом в 1960-х годах, сделали имя певицы известным во всем мире. Тёппер записала также сольные партии в «Иуде Маккавее» Г. Ф. Генделя (с Г. Яновиц, Э. Хефлигером под управлением X. Коха), в «Песнях Гурре» А. Шёнберга, «Замке герцога Синяя борода» Б. Бартока (с Д. Фишером-Дискау под управлением Ференца Фричая). В Москве Херта Тёппер побывала дважды, оба раза с ансамблем Карла Рихтера, в 1968 и 1970 годах, участвовала (кроме Мессы си минор) в исполнении «Страстей по Иоанну» И. С. Баха.


* * *