Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Месса си минор Иоганна Себастьяна Баха — одно из самых грандиозных и прекрасных творений великого композитора. Сочиненная почти два с половиной века тому назад, она и поныне остается одним из лучших образцов вокально-симфонических произведений в мировой музыкальной классике.
Время создания Мессы относится к лейпцигскому периоду творчества И. С. Баха. Первые две части — "Kyrie" и "Gloria" — были написаны в 1733 году; стремящийся получить звание придворного композитора, Бах 27 июля послал их курфюрсту Саксонии Августу III. Годы написания остальных трех частей — "Credo", "Sanctus" и "Agnus Dei" — точно не установлены, их возникновение приблизительно датируется 1734— 1738 годами. Название "Missa" (Месса) Бах присвоил только первым двум частям. Такие же части (допускавшиеся в лютеранском богослужении) содержат и четыре так называемых Missae breves (кратких мессы), BWV 233 — 236, музыку которых Бах, в основном, заимствовал из своих кантат. В 1845 году издатель Зимрок опубликовал партитуру всех частей под названием «Высокая месса», которое сохранилось и поныне. Об исполнении Мессы при жизни И. С. Баха ничего неизвестно. В 1786 году сын композитора Филипп Эмануэль исполнил "Credo", снабдив его собственным оркестровым вступлением; все части Мессы, но, по-видимому, с купюрами, прозвучали впервые в 1834 году, исполнение же всего произведения целиком состоялось только в 1896 году.
«Взволнованная возвышенность — вот что определяет содержание Мессы си минор», — писал Альберт Швейцер. Музыка этого вдохновенного творения проникнута то глубокой скорбью, то драматическим пафосом, то светлой лирикой, то праздничной торжественностью. Как и в других своих духовных сочинениях — многочисленных кантатах и пассионах, мотетах и ораториях, хоральных обработках, Бах предстает здесь прежде всего величайшим художником-гуманистом. По композиции баховская «Высокая месса» (как и четыре «кратких мессы») представляет собой сравнительно редко применяемый тип так называемой «кантатной мессы», где каждая из пяти больших частей разделена на несколько обособленных хоров, ансамблей и арий (другой известный образец такой мессы — неоконченная Большая месса до минор В. А. Моцарта). В Мессе си минор — пятнадцать хоров, три дуэта и шесть арий. Довольно обширный по составу оркестр включает струнные с basso continuo (органом), две поперечных флейты, три гобоя, два гобоя д'аморе, два фагота, три трубы, валторну и литавры. Как и в «кратких мессах», Бах заимствует здесь отдельные номера из кантат, однако подвергая их тщательной переработке.
Первая часть Мессы, "Kyrie", включает три номера. № 1 — полная скорбного величия грандиозная хоровая композиция "Kyrie eleison" — служит введением в цикл. Пятиголосный хор (с разделенными сопрано) сопровождают струнные, флейты, гобои д'аморе и фаготы. Мощные и взволнованные вступительные фразы хора (Бах в измененном виде перенес их из начального хора Кантаты, BWV 198 — «Траурной оды») предваряют развернутую фугу, открывающуюся оркестровой экспозицией. Протяженная тема отличается поистине речевой выразительностью. В тональном плане и соотношении отдельных эпизодов фуги угадываются черты сонатной формы. №2, "Christe eleison" ре мажор — дуэт двух сопрано (в современной практике, в том числе в данной записи, второе сопрано заменяется меццо-сопрано). Музыка его полна светлой задушевности. «Радостно-доверчивой мольбой души» называет этот раздел А. Швейцер. Партии солисток, полифонически сочетающиеся с инструментальным сопровождением (скрипки и basso continuo), сливаются в ажурную и прозрачную музыкальную ткань.
№3, "Kyrie eleison" фа-диез минор — хоровая фуга на тот же текст и с аналогичным вокально-инструментальным составом, что и в начальном разделе. Появляющаяся у басов тема с ее заостренными хроматизированными интонациями определяет характер всей фуги — суровый и сумрачный.
Во второй части, "Gloria" — восемь разнохарактерных номеров. № 4, "Gloria in excelsis Deo", ре мажор резко контрастирует с "Kyrie" своими яркими и жизнерадостными красками. Насыщенное по звучанию оркестровое вступление (струнные, флейты, гобои, фаготы, трубы и литавры) сменяется радостными возгласами хора. Светлые тембры труб высокой тесситуры, энергичные фанфарные интонации основной темы сообщают музыке праздничный колорит. Второй раздел, "Et in terra pax", полон возвышенного покоя. Величавая прекрасная мелодия служит основой пятиголосной фуги (сопрано здесь по-прежнему разделены на две группы), приобретающей к концу оттенок торжественной монументальности.
№ 5, "Laudamus te" ля мажор — ария второго сопрано (в настоящей записи исполняется меццо-сопрано) в сопровождении солирующей скрипки, струнных и continuo. Узорчатая, богато орнаментированная мелодия скрипки сплетается с партией сопрано в полифоническом дуэте, полном ласковой и нежной лирики.
№ 6, "Gratias" ре мажор — медленная четырехголосная хоровая фуга, выдержанная в традициях полифонии строгого письма (она заимствована из первого хора Кантаты, BWV 29). Тема сочетает в себе два контрастных по мелодико-ритмическому рисунку мотива, вступающих затем в сложную полифоническую разработку. Торжественное гимническое звучание, мощь которого возрастает к концу, подчеркнуто блестящей инструментовкой (состав оркестра аналогичен хору "Gloria").
№7, "Domine Deus" соль мажор — дуэт первого сопрано и тенора с солирующей флейтой, струнными и continuo. Музыка его полна изящной легкости, камерной изысканности. Светлый пасторальный тембр флейты органично сочетается с искусными полифоническими сплетениями голосов и звучанием струнных. Дуэт отличает своеобразная незамкнутая композиция. Идиллическая безмятежность первого раздела сменяется нежной грустью второго, а вместо традиционной репризы без перерыва начинается № 8, "Qui tollis peccata mundi" си минор (музыка его заимствована из вступительного хора Кантаты, BWV 46). Глубокой печали полны тихие и медленные фразы хора, имитационно передающиеся каждому из четырех голосов и звучащие на фоне мерной выдержанной фигурации сопровождения (флейты, струнные, continuo).
№ 9, "Qui sedes ad dextram Patris" си минор — ария альта, в ритмике которой слегка ощутим танцевальный (менуэтный) оттенок. Взволнованную экспрессию музыки выразительно подчеркивает меланхолический тембр гобоя д'аморе, входящего в аккомпанирующий ансамбль вместе со струнными и basso continuo.
№10, "Quoniam tu solus sanctus" ре мажор — ария баса, где, как и в предыдущей арии, чувствуется элемент танца (неторопливого менуэта или полонеза). Величавое, горделивое спокойствие присуще широко развернутой вокальной мелодии, расцвеченной колоритными тембрами сопровождения (единственный раз встречающаяся в Мессе валторна, два фагота, continuo).
Вступающий без перерыва № 11, "Cum Sancto Spiritu" — пятиголосный ре-мажорный хор, перекликающийся своей нарядной инструментовкой, ликующим настроением с начальным хором "Gloria" и служащий вместе с ним праздничным обрамлением второй части Мессы. Энергичная и упругая тема передается от голоса к голосу, подвергаясь в разработочном разделе интенсивному фугированному развитию.
Третья часть Мессы — "Credo". Открывающий часть № 12, "Credo in unum Deum" ля мажор — величественный пятиголосный хор, выдержанный в строгой архаичной манере, напоминающей хоровое письмо Палестрины. Семиголосная фуга (к хору присоединяются самостоятельные партии скрипок) написана на григорианскую хоральную тему, сопровождаемую остинатным ровным движением в партии continuo.
№13, "Patrem omnipotentem" ре мажор заимствован из вступительного хора Кантаты, BWV 171. Это блестящая подвижная фуга, развитая, в отличие от предыдущего номера, с непринужденной свободой. Тема в начальных проведениях сопровождается мощными и радостными возгласами хора, инструментальные партии насыщенной оркестровой ткани то дублируют партии хора, то ведут самостоятельные линии.
№ 14, "Et in unum Dominum" соль мажор — дуэт первого сопрано и альта в сопровождении гобоев д'аморе, струнных и continuo. Музыка его светла и спокойна, лишь в среднем разделе набегают легкие «полутени» минора. Партии обоих голосов следуют друг за другом в строгом каноническом движении, музыкальная ткань инструментального сопровождения также пронизана каноническими имитациями.
№ 15, "Et incarnatus est" си минор — пятиголосный хор, полный глубокой и тихой печали. Медленно и плавно текущие мелодические линии хоровых голосов сопровождаются скорбными «вздохами» скрипок (их мотив Бах заимствовал из арии альта (№ 3) в Кантате, BWV 170) и мерным выдержанным движением basso continuo.
№16, "Crucifixus" ми минор — трагическая кульминация Мессы. С некоторыми изменениями он перенесен Бахом из Кантаты, BWV 12 (№ 2). По форме "Crucifixus" — чакона с тринадцатикратным повторением нисходящей хроматической фразы в басу, сближающей этот номер с типичным для музыки барокко стилем lamento. Вслед за кратким оркестровым введением (флейты, струнные, continuo) вступает четырехголосный хор. Острозвучащие хроматизированные гармонические последовательности как бы воплощают настроение глубочайшей скорби, а мерные «шаги» в партии basso continuo сближают музыку с медленным траурным шествием.
Начало № 17, "Et resurrexit" ре мажор подобно внезапной ослепительной вспышке света. Блестящая инструментовка, энергия и приподнятость, сочетающаяся с танцевальным мелодико-ритмическим рисунком, напоминающим полонез, праздничные юбиляции в партиях пятиголосного хора придают музыке характер победного торжества.