Впервые любители джаза смогли познакомиться с творчеством Телониуса Монка после выхода в нашей стране в 1954 году диска “Майлс Дейвис и гиганты современного джаза”. Предлагаемый теперь диск - запись авторского исполнения Монка.
Знатоки джаза, конечно же, хорошо знают Телониуса Монка (1917 - 1982) - одного из пионеров бибопа. Поклонники рожденного в начале 40-х годов на легендарных джем-сешнз стиля бибоп, развитого после второй мировой войны творчеством Диззи Гиллеспи и Фэтса Наварро, Майлса Дейвиса и Чарли Паркера, таких пианистов, как Бад Пауэлл и Файнис Ньюборн, говоря о Монке, отмечают в его творчестве стремление избежать стереотипов предшествующих стилей джаза, широкое использование музыки предджазового прошлого: аккомпанемента в манере рэгтайм, свободной фразировки блюзовых гитаристов.В 40-е годы эта “старомодность” казалась любителям и поборникам новаторства в джазе эксцентрикой, наравне с приверженностью Монка выступать в головных уборах причудливой формы. Признание пришло к Монку лишь во второй половине 50-х, много позже, чем к Чарли Паркеру и к Диззи Гиллеспи. На волне было уже новое поколение боперов (“необоп” или “хард-боп”), освободившееся от борьбы со стереотипами зашедшего в коммерческий тупик биг-бэндового свинга.
В 40-х годах в Монке видели лишь автора запоминающихся джазовых тем, и мало кто признавал в нем талант пианиста-импровизатора. Лишь в 1952 году с помощью верной спутницы жизни и соратницы - Нелли Монк ему удается заключить контракт с компанией грамзаписи “Престиж”. Но и здесь его использовали в основном как аккомпаниатора в составах, не очень подходящих его стилю.
В середине 50-х Монк начинает сотрудничать с основанной энтузиастами джаза небольшой компанией “Риверсайд”. Но и здесь признание композиторского дарования Монка пришло не сразу. В его репертуаре долго ещё звучат популярные мелодии Дюка Эллингтона.
Но то, что играет Монк, по справедливому высказыванию Гюнтера Шуллера, “не просто мелодии или песни, но “произведения”. Тема и импровизация у Монка - единое произведение, поэтому его с полным основанием можно отнести к джазовым классикам-композиторам, наравне с великими Дюком Эллингтоном и Чарльзом Мингусом. До Монка в импровизации господствовал “каркас” темы. В раннем бибопе её мелодию вообще не исполняли. Монк создал свои темы такими яркими и легкозапоминающимися, что они сами становились шлягерами. Примером может служить джазовая баллада “Около полуночи”, давшая название лучшему художественному фильму о джазе. Мелодии Монка “сконструированы” так, что их никак нельзя оторвать от гармонии “каркаса”. Не случайно Джон Колтрейн назвал Монка “музыкальным архитектором высшего порядка”.
Каждая тема предлагаемого вашему вниманию диска - джазовый стандарт. Они и до сих пор служат основой для самых неожиданных интерпретаций. Когда в начале 80-х молодому продюсеру Хэлу Вильмеру пришла в голову идея выпуска альбома исполнений произведений одного композитора представителями разных музыкальных направлений - от рок-бардов до джазовых авангардистов, то вслед за пластинкой с музыкой Нино Рота он выпустил двойной альбом музыки Монка, отмеченной первым местом в анкете “Даун бита”.
Как пианист Монк был по достоинству оценен много позже и, представляется, недостаточно полно. Лишь вскользь упоминает о нем Дж. Л. Коллиер в известной книге “Становление джаза”, хотя биография Монка изложена в ней достаточно подробно.
У нас этот диск выходит вслед за ранее выпущенными фирмой “Мелодия” записями Чика Кориа, Хэрби Хэнкока, Дэйва Брубека, Билли Эванса, пятью дисками Оскара Питерсона.
Пианизм Монка и в самом деле - музыка музыкантов. Очень верным представляется сравнение Майка Зверина его “скупой”, почти лишенной повторов и внешних эффектов манеры игры с писательским методом Эрнеста Хемингуэя. Знай, однако, Майк Зверин глубже русскую литературу, он обязательно вспомнил бы раннего Заболоцкого, Даниила Хармса и Введенского. У Монка - почти все как у них. То, что кажется вначале ясным и понятным, вдруг оборачивается гротеском. Медлительно-тягучая середина в лирической балладе “Около полночи”, сбой в поэтической рифме, в блюзовой рифме, в ритме, в симметрии вообще “Straight, No Chaser” или “Rhythm-a-ning”. Причем мышление Монка-композитора отнюдь не ограничивается фортепианной клавиатурой, что свойственно иногда даже авторам симфонической музыки. Привычная фигура контрабасного аккомпанемента перенесена в средний регистр - и получается “Мистериозо” - странность, загадка, тайна… Попробуйте сыграть на любом клавишном инструменте довольно простой блюз “Straight, No Chaser”. Уверяю вас, это далеко не сразу получалось даже у опытных джазовых пианистов.
Однако довольно слов!!!
Давайте слушать Телониуса Монка!
Дмитрий Ухов