6 дней
О сайте18 | М60 49407 004 1990, дата записи: 1947-1959 |
Сторона 1 1.ОКОЛО ПОЛУНОЧИ — 3.08 'Round Midnight 2.OFF MINOR — 2.58 3.МИСТЕРИОЗО — 2.42 Mysterioso 4.НУ ЗАЧЕМ ЖЕ! — 2.56 Well, You Needn't 5.ДОРОГАЯ РУБИ — 3.06 Ruby My Dear 6.STRAIGHT, NO CHASER —2.54 7.LITTLE ROOTIE TOOTIE — 3.04 Сторона 2 8.EPISTROPHY — 3.05 9.ГРУСТНЫЙ МОНК — 7.37 Blue Monk 10.БЕМША СВИНГ — 3.08 Bemsha Swing 11.RHYTHM-A-NING — 6.43 Музыка Т. Монка и Т. Монка — К. Кпарка (8) Составы: 1. Телониус Монк, рояль, Сахиб Шихаб, альт-саксофон, Джордж Тэйт, труба, Роберт Пэйдж, контрабас, Арт Блэйки, ударные 2. Телониус Монк, рояль, Джин Рэйми, контрабас, Арт Блэйки, ударные 3. Телониус Монк, рояль, Милт Джексон, вибрафон, Джон Симмонс, контрабас, Шедоу Уилсон, ударные 4. Как в 2 5. Как в 2 6. Телониус Монк, рояль, Милт Джексон, вибрафон, Сахиб Шихаб, альт-саксофон, Эл Маккиббон, контрабас, Арт Блэйки, ударные 7. Телониус Монк, рояль, Гэри Мэпп, контрабас, Арт Блэйки, ударные 8. Как в 3 9. Телониус Монк, рояль, Перси Хит, контрабас, Арт Блэйки, ударные 10. Телониус Монк, рояль, Гэри Мэпп, контрабас, Макс Роуч, ударные 11. Телониус Монк, рояль, Чарли Раус, тенор-саксофон, Сэм Джоунс, контрабас, Артур Тэйлор, ударные Записи: 1. 21 ноября 1947 г. 2. 24 октября 1947 г. 3. 2 июля 1948 г. 4. Как в 2 5. Как в 2 6. 23 июля 1951 г. 7. 15 октября 1952 г. 8. Как в 3 9. 22 сентября 1952 г. 10. 15 октября 1952 г. 11. 28 февраля 1959 г. Составитель Д. Ухов. Реставратор Т. Павлова. Редактор Е. Платонов. Художник А. Гусев ВТПО «ФИРМА МЕЛОДИЯ». 1990 Всесоюзная студия грамзаписи Записи 1947 — 1959 гг. |
Впервые любители джаза смогли познакомиться с творчеством Телониуса Монка после выхода в нашей стране в 1954 году диска “Майлс Дейвис и гиганты современного джаза”. Предлагаемый теперь диск - запись авторского исполнения Монка. Знатоки джаза, конечно же, хорошо знают Телониуса Монка (1917 - 1982) - одного из пионеров бибопа. Поклонники рожденного в начале 40-х годов на легендарных джем-сешнз стиля бибоп, развитого после второй мировой войны творчеством Диззи Гиллеспи и Фэтса Наварро, Майлса Дейвиса и Чарли Паркера, таких пианистов, как Бад Пауэлл и Файнис Ньюборн, говоря о Монке, отмечают в его творчестве стремление избежать стереотипов предшествующих стилей джаза, широкое использование музыки предджазового прошлого: аккомпанемента в манере рэгтайм, свободной фразировки блюзовых гитаристов.В 40-е годы эта “старомодность” казалась любителям и поборникам новаторства в джазе эксцентрикой, наравне с приверженностью Монка выступать в головных уборах причудливой формы. Признание пришло к Монку лишь во второй половине 50-х, много позже, чем к Чарли Паркеру и к Диззи Гиллеспи. На волне было уже новое поколение боперов (“необоп” или “хард-боп”), освободившееся от борьбы со стереотипами зашедшего в коммерческий тупик биг-бэндового свинга. В 40-х годах в Монке видели лишь автора запоминающихся джазовых тем, и мало кто признавал в нем талант пианиста-импровизатора. Лишь в 1952 году с помощью верной спутницы жизни и соратницы - Нелли Монк ему удается заключить контракт с компанией грамзаписи “Престиж”. Но и здесь его использовали в основном как аккомпаниатора в составах, не очень подходящих его стилю. В середине 50-х Монк начинает сотрудничать с основанной энтузиастами джаза небольшой компанией “Риверсайд”. Но и здесь признание композиторского дарования Монка пришло не сразу. В его репертуаре долго ещё звучат популярные мелодии Дюка Эллингтона. Но то, что играет Монк, по справедливому высказыванию Гюнтера Шуллера, “не просто мелодии или песни, но “произведения”. Тема и импровизация у Монка - единое произведение, поэтому его с полным основанием можно отнести к джазовым классикам-композиторам, наравне с великими Дюком Эллингтоном и Чарльзом Мингусом. До Монка в импровизации господствовал “каркас” темы. В раннем бибопе её мелодию вообще не исполняли. Монк создал свои темы такими яркими и легкозапоминающимися, что они сами становились шлягерами. Примером может служить джазовая баллада “Около полуночи”, давшая название лучшему художественному фильму о джазе. Мелодии Монка “сконструированы” так, что их никак нельзя оторвать от гармонии “каркаса”. Не случайно Джон Колтрейн назвал Монка “музыкальным архитектором высшего порядка”. Каждая тема предлагаемого вашему вниманию диска - джазовый стандарт. Они и до сих пор служат основой для самых неожиданных интерпретаций. Когда в начале 80-х молодому продюсеру Хэлу Вильмеру пришла в голову идея выпуска альбома исполнений произведений одного композитора представителями разных музыкальных направлений - от рок-бардов до джазовых авангардистов, то вслед за пластинкой с музыкой Нино Рота он выпустил двойной альбом музыки Монка, отмеченной первым местом в анкете “Даун бита”. Как пианист Монк был по достоинству оценен много позже и, представляется, недостаточно полно. Лишь вскользь упоминает о нем Дж. Л. Коллиер в известной книге “Становление джаза”, хотя биография Монка изложена в ней достаточно подробно. У нас этот диск выходит вслед за ранее выпущенными фирмой “Мелодия” записями Чика Кориа, Хэрби Хэнкока, Дэйва Брубека, Билли Эванса, пятью дисками Оскара Питерсона. Пианизм Монка и в самом деле - музыка музыкантов. Очень верным представляется сравнение Майка Зверина его “скупой”, почти лишенной повторов и внешних эффектов манеры игры с писательским методом Эрнеста Хемингуэя. Знай, однако, Майк Зверин глубже русскую литературу, он обязательно вспомнил бы раннего Заболоцкого, Даниила Хармса и Введенского. У Монка - почти все как у них. То, что кажется вначале ясным и понятным, вдруг оборачивается гротеском. Медлительно-тягучая середина в лирической балладе “Около полночи”, сбой в поэтической рифме, в блюзовой рифме, в ритме, в симметрии вообще “Straight, No Chaser” или “Rhythm-a-ning”. Причем мышление Монка-композитора отнюдь не ограничивается фортепианной клавиатурой, что свойственно иногда даже авторам симфонической музыки. Привычная фигура контрабасного аккомпанемента перенесена в средний регистр - и получается “Мистериозо” - странность, загадка, тайна… Попробуйте сыграть на любом клавишном инструменте довольно простой блюз “Straight, No Chaser”. Уверяю вас, это далеко не сразу получалось даже у опытных джазовых пианистов. Однако довольно слов!!! Давайте слушать Телониуса Монка! Дмитрий Ухов |
Апрелевский завод, ГОСТ 1988, год выпуска 1990, сторона 1 |
Апрелевский завод, ГОСТ 1988, год выпуска 1990, сторона 2 |
Конверт - Ташкентский завод грампластинок. Зак. 658. Тир. 10000 |
Ташкентский завод, ГОСТ 88, год выпуска 1990 сторона 1 |
Ташкентский завод, ГОСТ 88, год выпуска 1990 сторона 2 |
Рижский завод 1990 2972 12200 |