АЗГ 1988 г.
Зак. 213
Теперь, когда фильм «Человек с бульвара Капуцинов» с равным успехом идет и на наших экранах, и за рубежом, а родоначальники вестерна в Америке признали его несомненные достоинства, можно открыть не один, а сразу три секрета — почему и как собралось вместе столько «звезд» первой киновеличины: Андрей Миронов и Олег Табаков, Михаил Боярский и Николай Караченцов, Альберт Филозов, Олег Анофриев, Игорь Кваша, Леонид Ярмольник и еще полдюжины их коллег, пользующихся неизменной популярностью... А ведь многим достались не главные роли. Так что же их заинтересовало!
Во-первых, режиссер-постановщик. Актеры любят сниматься у Аллы Суриковой — женщины с неиссякаемым оптимизмом, постоянной улыбкой и железным характером. Она обладает редким художническим даром — смешить зрителей, не издеваясь над человеческими недостатками, а сочувствуя им. И это качество своего дарования она проявляет в любом материале — будь то остросоциальный фильм на современную тему «Искренне Ваш», салонный детектив «Ищите женщину» или традиционная семейная мелодрама «Суета сует».
Во-вторых, интриговал жанр. Иронический вестерн. Кажется, первый в советском кинематографе. Для тех, кто не учился во ВГИКе, напомним: на парижском бульваре Капуцинов размещался первый в мире кинотеатр братьев Люмьер. Отсюда двинулись по бепу свету ретивые и наивные миссионеры — переделывать жизнь с помощью «синема».
Впрочем, действие фильма происходит далеко от французской столицы. Санта-Каролина, «дикий Запад» американского континента. Вполне возможно, таких городов вообще не существует, но стандарт их увековечен на мировом экране.
...15 — 20 домов образуют одноэтажную деревянную улицу с аптекой, костелом, мастерской гробовщика и салуном, где драка ковбоев прерывается, лишь когда на эстраде появляются полуобнаженные девицы во главе с очаровательной Дианой Литл — прекрасной и неприступной. Нравы здесь тоже не версальские. Не зря предупредитепьный аптекарь умоляет немощную старушку не открывать стрельбу, прежде чем она не выпьет десять капель лекарства. В такое вот местечко приезжает элегантный молодой мистер Джонни Фёст и привозит Кино!
Все вдруг изменится — «как в кино»: ковбои перейдут с виски на молоко, девицы — на монашеские вокализы, а неприступность Дианы растает перед любезностью Джонни. Идиллию разрушат команчи, засверкают стрелы и томагавки, загрохочут винчестеры. Торжественной кавалькадой индейцы вступят в поверженный городок, чтобы встать в очередь за билетами на очередной киносеанс.
Много грустных и веселых событий произойдет в Каролине, прежде чем тут появится второй человек с бульвара Капуцинов и... И мы убедимся, что кино способно определять и бытие и сознание...
Словом, артистам было что играть. Но есть еще одно обстоятельство, которое проницательный владелец этой пластинки уже расшифровал в перечне имен исполнителей. Все это актеры «поющие» и на эстраде, и по телевидению. Песни к фильму писали Геннадий Гладков и Юлий Ким. Это сотрудничество всегда гарантирует не только изящную, острую, умную и мелодичную песню, которая может украсить концертно-телевизионный репертуар «поющего» драматического артиста.
Для Г. Гладкова это 84-я работа в кино и третья в содружестве с Ю. Кимом и А. Мироновым. Андрей Александрович с успехом пел песни этих авторов в телефильмах «Двенадцать стульев» и «Обыкновенное чудо». Именно он пригласил поэта и композитора помочь А. Суриковой и ему музыкапьно «обжить» Санта-Каролину.
Итак, две стороны этой пластинки. На первой скачут ковбои, пляшут красотки, разлетаются вдребезги бутылки и дубовые стулья, и гробовщик тоскует о забытом своем дипломе философского факультета...
На второй — душа и судьба мистера Фёста и самого Андрея Миронова. Он не дожил до премьеры. Если бы знать, что слова песни «Все кончено», к сожалению, не звучащей в фильме, окажутся пророческими: «Каждому свое, тебе — забава, мне — мученье, а время лечит только тех, кто болен не смертельно...»
АЛЕКСАНДР ШЕРЕЛЬ