Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Феномен Эмиля Гилельса никогда не перестанет волновать всех, кому дорога музыка. Рано познав всенародную славу на своей Родине, он был затем не раз провозглашен критикой — в Америке и Англии, во Франции и Италии — первым пианистом мира, поставлен в один ряд с такими великими артистами, как Антон Рубинштейн, Лист, Бузони, Рахманинов...
Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 19 октября 1916 года. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас — ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело; Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: «В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба» (Ткач даже предсказал юному пианисту, что его концерты в Америке будет устраивать С. Юрок, антрепренер Шаляпина... Все сбылось в точности). Яков Зак говорил в 1946 году: «Уже тогда Гилельс поражал нас всех своей игрой. Я помню, как он в 10 — 12 лет играл Моцарта, Шуберта, этюды Шопена... Это было что-то непостижимое».
11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории.
В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. М. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукранском конкурсе музыкантов в Харькове (по возрасту — вне конкурса), где ему была установлена персональная стипендия правительства УССР. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: «Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать». (На всю свою долгую жизнь сохранил Артур Рубинштейн преклонение перед искусством Гилельса; перед началом одного из парижских концертов Гилельса в конце 70-х годов он поднялся на эстраду и приветствовал «подлинно великого музыканта XX века»).
В 1932 году Гилельса услышал в Одессе знаменитый пианист Александр Боровский: «Совершенно потрясен совершенством игры на рояле пятнадцатилетнего Эмиля Гилельса». Оставался всего лишь год до того момента, когда все эти отзывы получили «реальное» подтверждение: в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. «Хорошо помню, — рассказывала в 1972 году Мария Гринберг, — как он играл Парафразу Листа на тему из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал...» А ведь совсем еще недавно в Москве играли Горовиц и Цекки, Бакхауз и Аррау... Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл, много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. В этом же году сделаны первые записи игры Гилельса. В 1936 году он получает вторую премию на конкурсе пианистов в Вене (первая была присуждена Я. Флиеру); о нем тогда пророчески написал критик газеты «Нью-Йорк таймс» Герберт Пайзер: «Его имя, возможно, будет потрясать континенты». Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер, и Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: Гилельс «...прикоснулся к клавишам — и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль — создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это». Да, публика оценила; Курт Зандерлинг вспоминал, что успех Гилельса едва ли не затмил успех знаменитого дирижера.
В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Фейнберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным; достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс входил в число четырех претендентов, посланных от СССР. Неудивительно, что исход конкурса ожидался с особым нетерпением. В одном из писем, помеченном 31 мая 1938 года, Владимир Софроницкий писал: «Сегодня будет известен результат Брюссельского конкурса. Я думаю, первую премию получит Гилельс. Я буду очень рад». Так оно и произошло — Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами — со времени своих великих учителей.
----

АОЛЗГ, 1990.
Разворот конверта, левая половина.