Осенью 1822 года Бетховен получил из Петербурга, от русского мецената, любителя музыки князя Голицына заказ на три квартета. Этот заказ послужил для композитора внешним толчком к возобновлению работы над струнными квартетами после двенадцатилетнего перерыва. Существовали, разумеется, и более глубокие внутренние причины. Жанр квартета всегда был близок Бетховену: в квартетах разных лет находили завершающее выражение его новаторские поиски и стремления.
На это раз творческий импульс оказался настолько сильным, что, сочинив три заказанных квартета, композитор продолжил работу в этом жанре. Так возникли последние пять квартетов (соч. 127, 130, 131, 132, 133), наряду с поздними сонатами, Девятой симфонией и другими произведениями этого периода, открывающие пути в будущее европейского музыкального искусства.
От квартетов предыдущих лет последние квартеты отличаются сложностью содержания, музыкального языка, особой
философской окраской музыкальных образов. Стремление раскрыть тонкие душевные состояния во всем их многообразии приводят к заострению контрастов и пределах одного произведения.
Наряду с углубленной субъективной лирикой, драматизмом, философской созерцательностью, в поздних квартетах большое место занимают жанровые образы, полные непосредственной жизнерадостности. В этом отношении характерен 13-й квартет си бемоль мажор, соч. 130.
По времени окончания это — третий из «голицынских» квартетов; ему предшествуют квартеты ми бемоль мажор, соч. 127 (№12) и ля минор, соч. 132 (№15); вслед за ним Бетховен пишет квартет до диез минор, соч. 131 (№14). Р. Роллан не без основания назвал Тринадцатый квартет как бы интермедией между двумя квартетами, в которых господствуют лирико-драматические настроения. Сочинявшийся Бетховеном летом 1825 года после выздоровления от тяжелой болезни, когда композитор ощущал особый прилив жизненных сил, Тринадцатый квартет проникнут бьющей ключом энергией, полон света и радости.