Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Осенью 1822 года Бетховен получил из Петербурга, от русского мецената, любителя музыки князя Голицына заказ на три квартета. Этот заказ послужил для композитора внешним толчком к возобновлению работы над струнными квартетами после двенадцатилетнего перерыва. Существовали, разумеется, и более глубокие внутренние причины. Жанр квартета всегда был близок Бетховену: в квартетах разных лет находили завершающее выражение его новаторские поиски и стремления.
На это раз творческий импульс оказался настолько сильным, что, сочинив три заказанных квартета, композитор продолжил работу в этом жанре. Так возникли последние пять квартетов (соч. 127, 130, 131, 132, 133), наряду с поздними сонатами, Девятой симфонией и другими произведениями этого периода, открывающие пути в будущее европейского музыкального искусства.
От квартетов предыдущих лет последние квартеты отличаются сложностью содержания, музыкального языка, особой
философской окраской музыкальных образов. Стремление раскрыть тонкие душевные состояния во всем их многообразии приводят к заострению контрастов и пределах одного произведения.
Наряду с углубленной субъективной лирикой, драматизмом, философской созерцательностью, в поздних квартетах большое место занимают жанровые образы, полные непосредственной жизнерадостности. В этом отношении характерен 13-й квартет си бемоль мажор, соч. 130.
По времени окончания это — третий из «голицынских» квартетов; ему предшествуют квартеты ми бемоль мажор, соч. 127 (№12) и ля минор, соч. 132 (№15); вслед за ним Бетховен пишет квартет до диез минор, соч. 131 (№14). Р. Роллан не без основания назвал Тринадцатый квартет как бы интермедией между двумя квартетами, в которых господствуют лирико-драматические настроения. Сочинявшийся Бетховеном летом 1825 года после выздоровления от тяжелой болезни, когда композитор ощущал особый прилив жизненных сил, Тринадцатый квартет проникнут бьющей ключом энергией, полон света и радости.