Диск 1
Георг Филипп Телеман
Каноническая соната для двух скрипок Соль мажор, TWV 40:118
1 I. Vivace . . . . . . . . . . . . . . 1.12
2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . 1.22
3 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . 1.31
Жан-Мари Леклер
Соната для двух скрипок Соль мажор, соч. 3 № 1
4 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . 2.42
5 II. Allegro ma poco . . . . . . . . 2.33
6 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . 2.29
Соната для двух скрипок До мажор, соч. 3 № 3
7 I. Adagio – Vivace . . . . . . . . . 5.06
8 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . 3.44
9 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . 2.53
Эжен Изаи
Соната для двух скрипок ля минор
10 I. Poco lento. Maestoso – Allegro fermo . . . . . . . . . . . . . . . . 8.22
11 II. Allegretto poco lento . . . . . . 4.55
12 III. Finale. Allegro vivo e con fuoco . 8.39
Иоганн Себастьян Бах
Концерт для двух скрипок, струнных и бассо континуо ре минор, BWV 1043
13 I. Vivace . . . . . . . . . . . . . . 3.56
14 II. Largo ma non tanto . . . . . . 6.58
15 III. Allegro . . . . . . . . . . . . . 4.40
Общее время: 61.12
Леонид Коган, скрипка
Елизавета Гилельс, скрипка
Московский камерный оркестр
Дирижер – Рудольф Баршай (13–15)
Звукорежиссеры: Александр Гроссман (1–9), Игорь Вепринцев (10–12), Натан Штильман (13–15)
Ремастеринг – Максим Пилипов
Диск 2
Иоганнес Брамс
Соната для скрипки и фортепиано № 1 Соль мажор, соч. 78
1 I. Vivace ma non troppo . . . . . . . 9.53
2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . 6.49
3 III. Allegro molto moderato . . . . . 8.31
Сергей Прокофьев
Соната для скрипки и фортепиано № 2 Ре мажор, соч. 94 bis
4 I. Moderato . . . . . . . . . . . . . . 7.21
5 II. Scherzo. Presto . . . . . . . . . . . 4.43
6 III. Andante . . . . . . . . . . . . . . 3.08
7 IV. Allegro con brio . . . . . . . . . . 7.26
Мануэль де Фалья
Испанская народная сюита (1926) (обработка для скрипки и фортепиано П. Коханьского)
8 I. Мавританская шаль . . . . . . . . 2.02
9 II. Колыбельная . . . . . . . . . . . . 2.04
10 III. Песня . . . . . . . . . . . . . . . 1.43
11 IV. Поло . . . . . . . . . . . . . . . . 1.08
12 V. Астуриана . . . . . . . . . . . . . 2.08
13 VI. Хота . . . . . . . . . . . . . . . . 3.05
Марио Кастельнуово-Тедеско
14 Концертная транскрипция на темы оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» для скрипки и фортепиано (1943) ... 5.06
Иоганнес Брамс
15 Скерцо до минор для скрипки и фортепиано, WoO 2 . . . . . . . . 5.34
Антонин Дворжак
16 Юмореска, соч. 101 № 7 (обработка Я. Хейфеца) . . . . . . . . . . . . . . 3.24
Людвиг ван Бетховен
17 Турецкий марш из музыки к пьесе А. Коцебу «Афинские развалины», соч. 113 (обработка Л. Ауэра) . . . 2.19
Артур Бенджамин
18 «Ямайская румба» (1938) (обработка У. Примроуза) . . . . . . 1.38
Общее время: 78.12
Леонид Коган, скрипка
Андрей Мытник, фортепиано
Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 7 апреля 1963 г.
Ремастеринг – Елена Барыкина
Диск 3
Вольфганг Амадей Моцарт
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Соль мажор, KV 564
1 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.58
2 II. Andante con 6 variazioni . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.19
3 III. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.16
Людвиг ван Бетховен
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Си-бемоль мажор, соч. 97
4 I. Allegro moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.48
5 II. Scherzo. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.46
6 III. Andante cantabile, ma però con moto . . . . . . . . . . 12.20
7 IV. Allegro moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.57
Общее время: 61.28
Леонид Коган, скрипка
Мстислав Ростропович, виолончель
Эмиль Гилельс, фортепиано
Ремастеринг – Максим Пилипов
Диск 4
Никколо Паганини
Концерт № 1 для скрипки с оркестром Ре мажор, соч. 6
1 I. Allegro maestoso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22.42
2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.33
3 III. Rondo. Allegro spirituoso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.25
Анри Вьëтан
Концерт № 5 для скрипки с оркестром ля минор, соч. 37
4 I. Allegro non troppo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14.22
5 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.00
6 III. Allegro con fuoco . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.08
Общее время: 57.20
Леонид Коган, скрипка
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио. Дирижер – Василий Небольсин (1–3)
Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер – Кирилл Кондрашин (4–6)
Записи 1950 (1–3), 1952 (4–6) гг.
Звукорежиссеры – Юрий Кокжаян (4–6)
Ремастеринг – Максим Пилипов
Диск 5
Дмитрий Шостакович
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор, соч. 99
1 I. Ноктюрн. Moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.09
2 II. Скерцо. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.13
3 III. Пассакалья. Andante . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11.39
4 IV. Бурлеска. Allegro con brio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.42
Мечислав Вайнберг
Концерт для скрипки с оркестром соль минор, соч. 67
5 I. Allegro molto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.00
6 II. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.02
7 III. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.12
8 IV. Allegro risoluto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.14
Общее время: 59.45
Леонид Коган, скрипка
Симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер – Кирилл Кондрашин
Записи 1961 г.
Звукорежиссер – Натан Штильман
Ремастеринг – Максим Пилипов
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН
ВЫПУСКАЮЩИЕ РЕДАКТОРЫ: ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ, НАТАЛЬЯ СТОРЧАК
ДИЗАЙН: ГРИГОРИЙ ЖУКОВ
КОРРЕКТОРЫ: МАРИЯ КУЗНЕЦОВА, ОЛЬГА ПАРАНИЧЕВА
ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ
ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН
«Леонид Коган – одно из самых совершенных творений, которые являлись миру в нашем столетии. Он не просто один из живущих, он таков, каким должен быть человек в идеале. А такие не умирают»
Ираклий Андроников
«Фирма Мелодия» представляет комплект записей Леонида Когана, посвященный 95-летию со дня рождения великого скрипача ХХ века.
«Так еще никто не играл на скрипке!», – воскликнул мэтр скрипичного искусства Жак Тибо, послушав игру Леонида Когана на Международном конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе в 1951 году.
Еще подростком, учась в классе А.И. Ямпольского в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, Лёня Коган привлек к себе внимание исключительной силой дарования, феноменальной виртуозностью. В возрасте 16 лет он дебютировал в Большом зале консерватории. В 1947 году стал победителем Международного конкурса фестиваля молодежи и студентов в Праге. А вскоре буквально потряс публику (включая самых искушенных знатоков скрипичного искусства) исполнением в одном концерте всех 24 каприсов Паганини. Выступление же 27-летнего Леонида Когана на финальном туре брюссельского конкурса (с Первым концертом Паганини в авторской редакции) стало триумфом поистине мирового значения. На музыкальном Олимпе ХХ столетия взошло новое светило, имя которого навсегда останется среди величайших представителей скрипичного искусства. «Кажется, будто сам Паганини находится на эстраде и играет собственный концерт...», – писала четыре года спустя Э. Журдан-Моранж после выступления скрипача в Париже.
Комплект из пяти дисков отражает широту стилевых репертуарных интересов Леонида Когана – от виртуозно-романтической скрипичной музыки (Паганини, Вьётан, Изаи) до современных композиторов (Прокофьев, Шостакович, Вайнберг); дуэтные записи с супругой, выдающейся скрипачкой Елизаветой Гилельс; трио в составе Леонида Когана, Эмиля Гилельса и Мстислава Ростроповича. Целиком представлен концерт из Большого зала Московской консерватории 7 апреля 1963 года вместе с многолетним партнером артиста, замечательным концертмейстером Андреем Мытником.