Вторая симфония (соч. 16, 1886 г.) А.К. Глазунова написана под влиянием симфонического творчества А.П. Бородина. Евгений Светланов дает такую характеристику этому сочинению: «…богатырский размах, несомненно, идущий от Бородина, впоследствии самобытно проявится в замечательной глазуновской поэме «Стенька Разин». Так и хочется назвать Вторую симфонию «Волжской».
Симфония четырехчастна. Мощные унисоны медных инструментов открывают неторопливый величественный зачин первой части, Andante maestoso. И хотя поначалу невольно вспоминается «Богатырская симфония» Бородина, уже далее, в главной партии, основанной на тех же интонациях вступления, отчетливо слышится мелодическое своеобразие Глазунова. Здесь же впервые в симфоническом творчестве композитор обращается к восточной тематике,что было характерно для балакиревской школы. В основе второй части – Andante – все та же ритмически измененная тема первой части. Это уже появление принципа монотематизма, который будет свойственен всем последующим симфониям Глазунова. По своим художественным достоинствам Andante – значительный шаг по пути к замечательным медленным частям зрелых симфоний композитора. И третья часть – скерцо – также намечает характерные черты подобных образов в будущих симфониях. Венчает цикл героико-эпический финал, как и первая часть, написанный в бородинских традициях. В целом же Вторая симфония Глазунова – это определенный этап творчества композитора, знаменующий стремление к единству, монолитности и тесной внутренней связи как внутри отдельных частей симфонии, так и симфонического цикла в целом.
Запись всех симфоний Глазунова – результат долгих раздумий дирижера о творчестве великого русского композитора. Светланов задумал осуществить этот труд еще в начале 70-х годов. Но приступил к его осуществлению лишь в середине 80-х. Как говорит дирижер, «…ведь предстояло воссоздать богатейший внутренний мир музыки Глазунова, найти верный ключ в толковании образной сути его симфоний, каждая из которых является своеобразной душевной исповедью композитора. Зная, любя и ценя каждую ноту этой прекрасной музыки, которая еще не заняла свое достойное место в умах и сердцах слушателей», дирижер начал осуществление записей.
На диске записана также драматическая увертюра «Песнь судьбы» (соч. 84), созданная Глазуновым уже в пору творческой зрелости.
- И. Чумакова