Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Два коротких слова «Песнь любви» объемлют необъятное: всю мировую любовную лирику.
О любви написано много. О любви написано мало. Много, потому что мы можем услышать и прочитать тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных страданиями и радостями любви. Мало, потому что это чувство неисчерпаемо, как сама жизнь.
Сколько бы ни было написано стихов о любви, ее многообразие, ее новизна, ее драматизм будут заставлять поэтов обращаться к этой теме вновь и вновь, и конца-края этой, теме нет.
В трех выпусках звучащей антологии, которую мы предлагаем вашему вниманию, представлена любовная лирика, созданная многими народами за века. Это общепризнанные шедевры.
Первый выпуск посвящен русской любовной лирике. Во второй входят стихи о любви поэтов нашей многонациональной родины — от древности до наших дней. В третий вошли произведения зарубежных поэтов.
Русская поэзия XIX и XX веков включает в себя всю гамму лирических переживаний: от нежного тихого признания до раскатов громового голоса, свойственного поэтам нашего, XX века. Сегодня поэты и в любви видят дерзновенность и размах, любовь выходит в космос, во вселенную...
Если Марс,
и на нем хоть один сердцелюбый,
то и он
сейчас
скрипит
про то ж.
«Про то ж» — про любовь.
Русскую любовную лирику отличает чистота, целомудренность, возвышенность чувств. Встреча с любимой — «чудное мгновенье», ведь любимая — это «гений чистой красоты», «чистейшей прелести чистейший образец», «Прекрасная Дама»...
У поэтов XX века — Блока, Маяковского, Есенина—любовная лирика неотделима от лирики гражданской. Это единое целое, монолит. В автобиографии, написанной в 1922 году, Маяковский упоминает о замысле поэмы «Про это»: «Задумано: О любви. Громадная тема».
Песнь любви звучит в русской поэзии испокон веков. Рядом с тревожными, боевыми трубами звучит в «Слове о полку Игореве» песня Ярославны — песня женской верности и преданности. Жив народ — жива его песнь любви.
Область русской любовной лирики грандиозна и по объему написанного и по самому характеру его. Если говорить о любовной лирике в ее высшем выражении, то ее должно связать в первую очередь с именем Пушкина. Он и здесь был «началом всех начал». В любовной лирике Пушкина нет «наружного блеска», и в то же время все исполнено в ней внутреннего сияния. Оно открывается не сразу. «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства» (Гоголь).
Пушкинские стихи о любви так просты и так совершенны, исполнены таким высоким чувством, что являют собой и сегодня недосягаемые образцы. Это музыка души, непереводимая на язык понятий, музыка, явленная в слове.
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой.
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой.
Мои хладеющие руки
Тебя старались удержать;
Томленья страшного разлуки
Мой стон молил не прерывать.
Разве это стихотворение не заключает в себе целый лирический роман?.. Разве не являет оно собой образец самой сущности лиризма?
Наряду с искрометными, полными светлой печали стихами Пушкина, вы услышите обнаженно-откровенные, а подчас и беспощадные признания Некрасова. Поэт передал трагическое положение русской женщины, живые чувства которой жестоко попирала жизнь.
Наряду с легкими, воздушными строками Жуковского, открывшего вместе с Батюшковым элегический строй русской поэзии, вы услышите стихи Лермонтова, в которых ощутите боль сердца, «мучения страстей», раннее познание горечи жизни. Отсюда его «безочарование» (по слову Жуковского), то есть бессмысленность, безрадостность любовных уз.
Звездная, напряженная, трагичная поэзия Тютчева, певца «последней любви», и благоуханная, свежая, как утренний сад, полная душевного просветления лирика Фета соседствуют здесь со скорбными, глубокими строками Боратынского и «чистым золотом» песенной поэзии Кольцова.
Вы услышите на этой пластинке «Цыганские напевы» Аполлона Григорьева — «последнего романтика» России, как он сам себя называл, и стихи Полонского, воспевающего земную страсть.
Их дополняют лирико-философские признания Иннокентия Анненского.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
А дальше — Бунин, Есенин, трагические стихи Блока.
Если Пушкиным начинается лирический монолог XIX века, то Блок — заглавная строка поэзии XX века. Его любовная лирика продолжает традиции русской классической поэзии, а в лучших образцах достигает вершин ее.
И, наконец, — все ближе к нашим дням, — огромность любви Маяковского, мятежная взыскательность Цветаевой, чеканная, гордая поступь ахматовского стиха, распахнутость души Пастернака, мужественность и нежность лирики Симонова.
С любимыми не расставайтесь!.. — восклицает Александр Кочетков, автор «Баллады о прокуренном вагоне».
И как не вторить слову поэта, если оно выражает самое сокровенное. Ведь, как говорил Блок, «только влюбленный имеет право на звание человека»...
Светлана Магидсон