5 дней
О сайте9 1 | М40-45451 006 1983 |
01 1.К ней (В.Жуковский) 2.Мой гений (К.Батюшков) 3.К А.П.Керн (А.Пушкин) 4.Для берегов отчизны дальней (А.Пушкин) 5.Желанье славы (А.Пушкин) 6.Я Вас любил: любовьещё, быть может… (А.Пушкин) 7.Разуверение (Е.Боратынский) 8.Признание (Е.Боратынский) 9.Элегия (А.Дельвиг) 10.Я не хочу, чтоб свет узнал (М.Лермонтов) 11.Она поёт – и звуки тают (М.Лермонтов) 12.Разлука (А.Кольцов) 13.Я встретил вас, – и всё былое (Ф.Тютчев) 14.Последняя любовь (Ф.Тютчев) 15.Весь день она лежала в забытьи (Ф.Тютчев) 16.Средь шумного бала, случайно (А.К.Толстой) 17.Песня цыганки (Я.Полонский) 18.Когда читала ты мучительные строки (А.Фет) 19.О, говори хоть ты со мной (А.Григорьев) 02 20.Ты всегда хороша несравненно (Н.Некрасов) 21.Упала молния в ручей (К.Случевский) 22.Я – простая девка на баштане (И.Бунин) 23.Среди миров (И.Анненский) 24.О добдестях, о подвигах, о славе (А.Блок) 25.Перед судом (А.Блок) 26.Я слышу иволги всегда печальный голос (А.Блок) 27.Выткался на озере алый цвет зари (С.Есенин) 28.О путях твоих пытать не буду (М.Цветаева) 29.Попытка ревности (М.Цветаева) 30.Неоконченное (В.Маяковский) 31.Я наравне с другими (О.Мандельштам) 32.Любить иных – тяжёлый крест (Б.Пастернак) 33.Зимняя ночь (Б.Пастернак) 34.Свидание (Б.Пастернак) 35.Жди меня (К.Симонов) 36.Баллада о прокуренном вагоне (А.Кочетков) Читают: Е.Габец (17,22,26) М.Козаков (10,15,31-34) А.Кузнецова (28,29) А.Кутепов(1,2,4-6,8,12,16,18,35) В.Маратов (3,7,24,25) Л.Марков (20,27,30) В.Персик (20) В.Рецептер (9,11,21,23,36) А. Смирнова (13,14) Составитель С.Магидсон Режиссёр А.Николаев Звукорежиссёр О.Лавренова Редактор Т.Тарновская В оформлении использован фрагмент картины Боттичелли "Рождение Венеры" Оформление художника Б.Дударева ВСГ. Записи 1982, 1983 |
Два коротких слова «Песнь любви» объемлют необъятное: всю мировую любовную лирику. О любви написано много. О любви написано мало. Много, потому что мы можем услышать и прочитать тысячи, десятки тысяч строк, продиктованных страданиями и радостями любви. Мало, потому что это чувство неисчерпаемо, как сама жизнь. Сколько бы ни было написано стихов о любви, ее многообразие, ее новизна, ее драматизм будут заставлять поэтов обращаться к этой теме вновь и вновь, и конца-края этой, теме нет. В трех выпусках звучащей антологии, которую мы предлагаем вашему вниманию, представлена любовная лирика, созданная многими народами за века. Это общепризнанные шедевры. Первый выпуск посвящен русской любовной лирике. Во второй входят стихи о любви поэтов нашей многонациональной родины — от древности до наших дней. В третий вошли произведения зарубежных поэтов. Русская поэзия XIX и XX веков включает в себя всю гамму лирических переживаний: от нежного тихого признания до раскатов громового голоса, свойственного поэтам нашего, XX века. Сегодня поэты и в любви видят дерзновенность и размах, любовь выходит в космос, во вселенную... Если Марс, и на нем хоть один сердцелюбый, то и он сейчас скрипит про то ж. «Про то ж» — про любовь. Русскую любовную лирику отличает чистота, целомудренность, возвышенность чувств. Встреча с любимой — «чудное мгновенье», ведь любимая — это «гений чистой красоты», «чистейшей прелести чистейший образец», «Прекрасная Дама»... У поэтов XX века — Блока, Маяковского, Есенина—любовная лирика неотделима от лирики гражданской. Это единое целое, монолит. В автобиографии, написанной в 1922 году, Маяковский упоминает о замысле поэмы «Про это»: «Задумано: О любви. Громадная тема». Песнь любви звучит в русской поэзии испокон веков. Рядом с тревожными, боевыми трубами звучит в «Слове о полку Игореве» песня Ярославны — песня женской верности и преданности. Жив народ — жива его песнь любви. Область русской любовной лирики грандиозна и по объему написанного и по самому характеру его. Если говорить о любовной лирике в ее высшем выражении, то ее должно связать в первую очередь с именем Пушкина. Он и здесь был «началом всех начал». В любовной лирике Пушкина нет «наружного блеска», и в то же время все исполнено в ней внутреннего сияния. Оно открывается не сразу. «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства» (Гоголь). Пушкинские стихи о любви так просты и так совершенны, исполнены таким высоким чувством, что являют собой и сегодня недосягаемые образцы. Это музыка души, непереводимая на язык понятий, музыка, явленная в слове. Для берегов отчизны дальной Ты покидала край чужой. В час незабвенный, в час печальный Я долго плакал пред тобой. Мои хладеющие руки Тебя старались удержать; Томленья страшного разлуки Мой стон молил не прерывать. Разве это стихотворение не заключает в себе целый лирический роман?.. Разве не являет оно собой образец самой сущности лиризма? Наряду с искрометными, полными светлой печали стихами Пушкина, вы услышите обнаженно-откровенные, а подчас и беспощадные признания Некрасова. Поэт передал трагическое положение русской женщины, живые чувства которой жестоко попирала жизнь. Наряду с легкими, воздушными строками Жуковского, открывшего вместе с Батюшковым элегический строй русской поэзии, вы услышите стихи Лермонтова, в которых ощутите боль сердца, «мучения страстей», раннее познание горечи жизни. Отсюда его «безочарование» (по слову Жуковского), то есть бессмысленность, безрадостность любовных уз. Звездная, напряженная, трагичная поэзия Тютчева, певца «последней любви», и благоуханная, свежая, как утренний сад, полная душевного просветления лирика Фета соседствуют здесь со скорбными, глубокими строками Боратынского и «чистым золотом» песенной поэзии Кольцова. Вы услышите на этой пластинке «Цыганские напевы» Аполлона Григорьева — «последнего романтика» России, как он сам себя называл, и стихи Полонского, воспевающего земную страсть. Их дополняют лирико-философские признания Иннокентия Анненского. Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. А дальше — Бунин, Есенин, трагические стихи Блока. Если Пушкиным начинается лирический монолог XIX века, то Блок — заглавная строка поэзии XX века. Его любовная лирика продолжает традиции русской классической поэзии, а в лучших образцах достигает вершин ее. И, наконец, — все ближе к нашим дням, — огромность любви Маяковского, мятежная взыскательность Цветаевой, чеканная, гордая поступь ахматовского стиха, распахнутость души Пастернака, мужественность и нежность лирики Симонова. С любимыми не расставайтесь!.. — восклицает Александр Кочетков, автор «Баллады о прокуренном вагоне». И как не вторить слову поэта, если оно выражает самое сокровенное. Ведь, как говорил Блок, «только влюбленный имеет право на звание человека»... Светлана Магидсон |