Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Сторона 1
Восемь романсов для хора и симфонического оркестра (М. Лермонтов) – Большой хор и оркестр Всесоюзного радио и телевидения, художественный руководитель Клавдий Птица, дирижер Максим Шостакович
1. Сосна
2. Горные вершины
3. Утес
4. Могила бойца
5. Пир
6. Пан
7. Гроза
8. Парус

Сторона 2
Токката – Татьяна Рубина – фортепиано

Фортепианный цикл «Песня в лесу»
1. Маленькая увертюра – Татьяна Барановская – фортепиано
2. Песня в лесу – Юрий Муравлев – фортепиано
3. Холодно и сыро – Татьяна Барановская – фортепиано
4. Капли на листьях – Юрий Муравлев – фортепиано
5. Белочка – Юрий Муравлев – фортепиано
6. Канцонетта – Татьяна Барановская – фортепиано
7. Этюд – Татьяна Барановская – фортепиано
8. Молдавский танец – Юрий Муравлев – фортепиано
9. Мотя – Татьяна Вишнякова – фортепиано
10. Вальс – Юрий Муравлев – фортепиано
11. Менуэт – Татьяна Вишнякова – фортепиано
12. Джигит – Татьяна Вишнякова – фортепиано

Запись из концертного зала.
Оператор Т. Павлова. Редактор И. Орлова

Юрий Михайлович Александров принадлежит к поколению композиторов, заявивших о себе первыми значительными про­изведениями в военные и первые послевоенные годы. Он ро­дился 1 сентября 1914 года в Ташкенте, начальное музыкаль­ное образование получил в Москве, где в юности учился в му­зыкальном училище при Московской консерватории по двум специальностям — фортепиано и композиции. Но музыку как профессию юноша выбрал не сразу и параллельно учился в строительном техникуме, после окончания, которого работал несколько лет техником на стройках Москвы. Лишь в 1937 го­ду поступил Юрий Александров в Московскую консерваторию, где его учителями по композиции были Г. И. Литинский и В. Я. Шебалин.
Круг творческих интересов Ю. Александрова весьма широк, композитором созданы произведения самых различных жанров. Здесь немало крупных полотен: симфония-кантата «Кавказ» (стихи Сулеймана Стальского; посвящена памяти героев — уча­стников боев за освобождение Кавказа в годы Великой Отече­ственной войны), кантата «Песнь о родной земле» (стихи А. Досталя), симфоническая поэма «Памяти Циолковского», два про­изведения, посвященных памяти В. И. Ленина: симфоническая поэма «У мавзолея» и хоровой цикл «Мавзолей» (десять поэм на стихи советских поэтов). Среди многих песен и романсов Ю. Александрова выделяются два цикла, созданные еще в го­ды Великой Отечественной войны: «Ленинграду» (песни на стихи А. Прокофьева) и «Бессмертье» (романсы на стихи А. Суркова). Большой популярностью пользуется балет Юрия Александрова «Белеет парус одинокий» (по одноименной пове­сти В. Катаева; с 1970 года идет на сцене московского театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), принадлежащий к числу значительных достижений композитора.
В своих вокально-хоровых произведениях Юрий Александ­ров использовал стихи многих поэтов, но особое тяготение проявляет к поэзии Лермонтова. Одна из больших творческих удач композитора — цикл «Восемь романсов для смешанного хора и симфонического оркестра на стихи М. Ю. Лермонто­ва», созданный в 1966 году. Необычное для хоровой музыки жанровое определение «романс» объясняется камерными мас­штабами и характером музыки этих миниатюр. Юрий Алек­сандров отобрал из лермонтовской лирики восемь стихотворе­ний, в большинстве своем посвященных «байроническим» мо­тивам одиночества человека, романтической теме «человек и природа».
Четыре из отобранных стихотворений — «Сосна» (у Лер­монтова это стихотворение - вольный перевод из Генриха Гейне — не озаглавлено), «Горные вершины» (лермонтовское название - «Из Гёте», вольный перевод стихотворения Гёте «Ночная песнь странника»), «Утес» и «Парус» — были уже не­однократно положены на музыку, что поставило перед компо­зитором особую задачу: отрешиться от общеизвестных музы­кальных воплощений столь популярных стихов и найти свое оригинальное решение, свой образный строй. Интересно, что основная тема романса «Парус» (начальная мелодия на слова «Белеет парус одинокий») та же, что и лейтмотив «паруса оди­нокого» в одноименном балете, но в соответствующей хоровой переработке.
В четырех названных романсах хоровая партитура разра­ботана весьма детально, причем хор чаще всего трактован как единый инструмент, хотя композитор пользуется также прие­мами полифонической разработки голосов либо их контрастно­го противопоставления, как, например, в романсе «Утес», где первый куплет («Ночевала тучка золотая на груди утеса великана») поют сопрано и тенора, а второй («Но остался влажный след в морщине старого утеса») — басы. Развернутых оркест­ровых эпизодов в этих четырех романсах нет, что также гово­рит о их камерности, но роль оркестра отнюдь не только ак­компанирующая: многие детали оркестровой партитуры, тон­кие приемы инструментальной изобразительности и красочно­сти принимают действенное участие, совместно с приемами хо­ровой выразительности, в создании рельефных музыкальных образов.
К четырем названным романсам примыкает и романс «Гро­за» (здесь композитором использованы два стихотворения Лер­монтова, родственные по содержанию), посвященный той же теме «человек и природа», однако музыка здесь более драматична, масштабы — развитые, а роль оркестра, живописующе­го грозу, более значительна.
Два романса — «Пир» и «Пан» — посвящены другим лири­ческим мотивам: здесь воспеваются дружба и любовь, радость общения с природой и радость творчества. Несколько особня­ком стоит в цикле романс «Могила бойца» (у Лермонтова жанр этого стихотворения обозначен как «дума»; из семи его строф композитором использованы только пять), эпического харак­тера, музыка которого отличается сурово-сдержанными чертами.
В списке произведений Ю. Александрова значительное ме­сто занимают пьесы камерно-инструментальных жанров: струн­ный квартет, сонаты, поэмы, миниатюры для фортепиано, скрипки, виолончели, а также для арфы, валторны, трубы, гитары, домры.
Фортепианная Токката, написанная в 1965 году, принадле­жит к числу концертно-виртуозных произведений композито­ра. Как известно, в жанре токкаты чаще всего используется прием непрерывного движения; использован он и в Токкате Ю. Александрова. Но на непрерывную нить моторности в од­них голосах нанизаны в других голосах аккорды и мелодии, подчиненные сложным, порой синкопированным ритмам и пре­обладающему «угловатому» пятидольному размеру. В сочета­нии с массивной, плотной фактурой и волнами динамических нарастаний и спадов это придает музыке черты активной им­пульсивности и «пружинистой» энергии.
В ином ключе написаны пьесы детского альбома «Песня в лесу», созданного Ю. Александровым в 1970 году. Предназна­ченные для юных пианистов, они не отличаются технической трудностью, однако их музыкальный язык — вовсе не упро­щенный и вполне современный. Здесь автор придерживается принципа, столь характерного для советской детской музыки: взрослые как бы разговаривают с детьми на доступном для них языке, но вполне серьезно. В образном строе изящных пьесок альбома ярко проявилось свойственное композитору мастер­ство лаконичного музыкального портрета, пейзажной зари­совки.
Первая пьеса «Маленькая увертюра» — задает всему сборнику тон детской живости и непосредственности. Следую­щие четыре пьесы — это маленький цикл «лесных картинок»: «Песня в лесу» (она дала название всему альбому), «Холодно и сыро», «Капли на листьях» и «Белочка». Затем идут пьески концертного характера: «Концонетта» и «Этюд», а после них — маленькая танцевальная сюита: «Молдавский танец», изящная и оригинальная полька-гавот «Мотя» (эта музыка заимствована из балета «Белеет парус одинокий», где является танцевальной характеристикой одной из юных героинь: девочки Моти, сест­ры Гаврика), «Вальс» и «Менуэт». Последняя пьеса альбома — «Джигит», токкатно-моторного характера, — портрет смелого юного наездника.

Л. Ауэрбах