Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ

Творчеству Мравинского посвящены сотни рецензий. И едва ли не в каждом из них красной нитью проходит мысль о том, что в его лице советская дирижерская школа обрела выдающегося представителя, глубокого, яркого, умного, волевого, тонкого художника.
Евгений Александрович Мравинский родился в Петербурге 4 июня 1903 года. «Я вырос в семье, где любили и знали музыку», — вспоминал впоследствии дирижер. Мать Мравинского, Елизавета Николаевна, обладала хорошим голосом. Сестра Отца, Евгения Константиновна, выступавшая на сцене под фамилией Мравина, была выдающейся певицей, одной из ведущих солисток Мариинского театра. В доме Мравинских господствовали высокие нравственно-этические идеалы, здесь высоко ценили тягу к знаниям, работоспособность, волевые качества.
С детства приобщившись к театру, Мравинский был покорен музыкой Чайковского и Вагнера. Однако, окончив школу, он решил выбрать иную профессию. Увлечение естественными науками привело его в 1920 году в Петроградский университет. Но вскоре он оставил эти занятия (хотя стойкий интерес к естествознанию не угасал в нем ни в юные годы, ни в зрелом возрасте) и в течение нескольких лет работал статистом в Мариинском театре, где слушал таких выдающихся певцов, как Шаляпин и Ершов, наблюдал за работой дирижеров — Эмиля Купера, Альберта Коутса, знакомился с балетным искусством. И вот наконец Мравинский поступил в консерваторию, в класс композиции. Занимался он успешно: некоторые камерные пьесы, сочиненные им в годы учения, исполнялись в студенческих концертах. Но только к двадцати пяти годам молодой музыкант нашел свою дорогу, и нашел безошибочно.
Став студентом дирижерского отделения, Мравинский занимался настойчиво и самозабвенно. По сей день он с благодарностью вспоминает своих педагогов, и особенно Александра Васильевича Гаука. В 1931 году закончилась пора учебы, и дирижер был принят в Ма-риинский театр.
Осенью 1937 года в Ленинграде проходила первая декада советской музыки. Мравинскому предложили дирижировать новой, только законченной Пятой симфонией Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. «До сих пор не могу понять, — писал Мравинский в конце 60-х годов, — как это я осмелился принять такое предложение без особых колебаний и раздумий. Если бы мне сделали его сейчас, то я бы долго размышлял, сомневался и, может быть, в конце концов не решился. Ведь на карту была поставлена не только моя репутация, но и — что гораздо важнее — судьба нового, никому еще не известного произведения». Но здесь на помощь пришли талант, труд, воля. Исполнение симфонии вызвало огромный общественный резонанс и принесло заслуженный успех не только композитору, но и дирижеру. Так началось тесное содружество Мравинского с Шостаковичем.
В 1938 году Мравинский завоевал убедительную победу на I Всесоюзном конкурсе дирижеров и вскоре был назначен главным дирижером заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С огромным энтузиазмом и редкой целеустремленностью начал Мравинский свою деятельность. Он буквально покорил оркестр четкостью и многогранностью своих задач, убедительностью художественных воззрений, продуманностью и эффективностью воспитательных методов. Первые гастроли коллектива в Москве, состоявшиеся в мае 1940 года, прошли с огромным успехом. Так начался новый этап в деятельности оркестра, этап, отмеченный печатью таланта, труда и мастерства Мравинского.
Последние три с половиной десятилетия — время бурного расцвета таланта Мравинского, качественно новый, высший этап в деятельности руководимого им оркестра. За долгие годы работы с Евгением Александровичем, а он руководит оркестром уже свыше сорока лет, ленинградские музыканты выработали свою, индивидуальную исполнительскую манеру, в которой органично соединились и собственные неповторимые особенности, и своеобразные приметы, так или иначе соприкасающиеся с обликом главного дирижера. Во-первых, это благородная простота в сочетании с предельным техническим совершенством. Во-вторых, поразительная ансамблевая чуткость. Мравинский путем упорных, настойчивых занятий сумел добиться того, что каждый оркестрант в каждый момент репетиции чувствует, если можно так выразиться, «удельный вес» каждой детали, ее роль в контексте данной партитуры. Именно поэтому ансамблевая чуткость непосредственно соотносится с другим достоинством оркестра — великолепным чувством стиля. Вместе с тем главный дирижер постоянно подчеркивает, что исполнительская манера не связана с чем-то раз навсегда установленным: время всегда вносит новое в трактовку любого произведения. Сочинения Чайковского сегодня звучат в оркестре иначе, чем десять, двадцать или тридцать лет назад. Даже в симфонии Шостаковича (исполнительский стиль которых создавали именно ленинградский оркестр и Мравинский) вносятся коррективы. Так, ощущение стиля тесно соприкасается еще с одним качеством, столь необходимым любому солисту или ансамблю, — чувством современности.
Особую страницу в творческой биографии Мравинского и руководимого им коллектива составляют зарубежные гастроли. Более двадцати стран, свыше ста тридцати городов были свидетелями триумфального успеха ленинградского оркестра и его главного дирижера. Мравинского восторженно встречали в Вене и Стокгольме, Париже и Токио, Лондоне и Праге, Нью-Йорке и Варшаве, Брюсселе и Берлине, Женеве и Будапеште, Бонне и Флоренции, Хельсинки и Милане...
Искусство Мравинского опирается в первую очередь на значительность той общественной и нравственной идеи, которую стремился выразить в своей музыке композитор. Основное в творческом почерке Мравинского — полный отказ от всего внешнего во имя музыки, тщательная продуманность и прочувствованность авторского замысла. Вот почему каждая трактовка дирижера впечатляет не только глубиной и остротой мысли, но и грандиозной силой эмоционального воздействия. Концерты Мравинского предваряются огромной работой, в процессе которой ни одна деталь, ни один штрих не остаются без внимания. А на концерте — полная творческая отдача, точное выполнение задуманного ранее и вместе с тем внутренняя свобода, смелый полет мысли и полное доверие к оркестру.
Сама манера дирижирования у Мравинского настолько строга, благородна, трепетно-торжественна, что воспринимается и оркестром, и слушателями как концентрированное выражение силы, красоты и волевой энергии. Мравинский — прежде всего крупная личность, человек, постоянно стремящийся к углубленному самопознанию, к поискам совершенного в жизни и в искусстве. И ярче всего качества его личности проявляются в дирижировании — подлинно философском, благородном, глубоко человечном.
В концертах Мравинского звучат произведения различных эпох и стилей — от Гайдна, Моцарта до Стравинского, Прокофьева. Почетную известность и славу приобрела трактовка дирижером симфонических произведений Шостаковича, большинство которых было впервые исполнено ленинградским оркестром под управлением Мравинского. Недаром Ленинградская филармония носит ныне имя великого композитора. К числу выдающихся достижений Мравинского принадлежат исполнения сочинений Чайковского и Бетховена, Брамса и Брукнера, Моцарта и Вагнера, Скрябина и Глазунова, Стравинского и Прокофьева, Сибелиуса и Р. Штрауса, Бартока и Онеггера.
Большие достижения Мравинского отмечены почетными и достойными наградами. Ему присвоено звание народного артиста СССР, первым из советских дирижеров он был удостоен высших званий — лауреата Ленинской премии и Героя Социалистического Труда. Правительство ГДР присудило ему премию им. А. Никиша, а Венское общество друзей музыки избрало его своим почетным членом (список которых открыл в 1826 году Л. Бетховен).
В. Фомин