6 дней
О сайте8 3 | С10 19299 000 1983, дата записи: 26 мая 1976 г |
Дирижирует ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ Д. Шостакович (1906—1975) СИМФОНИЯ № 15 ля мажор, соч. 141 Сторона 1 1 . Allegretto — 7.42 2. Adagio. Largo. Adagio — 13.43 Сторона 2 2. Adagio. Largo. Adagio (окончание), 3. Allegretto — 4.20 4. Adagio. Allegretto — 14.15 АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ Запись из Большого зала Ленинградской государственной филармонии 26 мая 1976 года Звукорежиссер С. Шугаль. Реставратор Г. Цес Редактор К. Иванова. Художник Ю. Львов. Фото В. Барановского |
ЛЗГ Творчеству Мравинского посвящены сотни рецензий. И едва ли не в каждом из них красной нитью проходит мысль о том, что в его лице советская дирижерская школа обрела выдающегося представителя, глубокого, яркого, умного, волевого, тонкого художника. Евгений Александрович Мравинский родился в Петербурге 4 июня 1903 года. «Я вырос в семье, где любили и знали музыку», — вспоминал впоследствии дирижер. Мать Мравинского, Елизавета Николаевна, обладала хорошим голосом. Сестра Отца, Евгения Константиновна, выступавшая на сцене под фамилией Мравина, была выдающейся певицей, одной из ведущих солисток Мариинского театра. В доме Мравинских господствовали высокие нравственно-этические идеалы, здесь высоко ценили тягу к знаниям, работоспособность, волевые качества. С детства приобщившись к театру, Мравинский был покорен музыкой Чайковского и Вагнера. Однако, окончив школу, он решил выбрать иную профессию. Увлечение естественными науками привело его в 1920 году в Петроградский университет. Но вскоре он оставил эти занятия (хотя стойкий интерес к естествознанию не угасал в нем ни в юные годы, ни в зрелом возрасте) и в течение нескольких лет работал статистом в Мариинском театре, где слушал таких выдающихся певцов, как Шаляпин и Ершов, наблюдал за работой дирижеров — Эмиля Купера, Альберта Коутса, знакомился с балетным искусством. И вот наконец Мравинский поступил в консерваторию, в класс композиции. Занимался он успешно: некоторые камерные пьесы, сочиненные им в годы учения, исполнялись в студенческих концертах. Но только к двадцати пяти годам молодой музыкант нашел свою дорогу, и нашел безошибочно. Став студентом дирижерского отделения, Мравинский занимался настойчиво и самозабвенно. По сей день он с благодарностью вспоминает своих педагогов, и особенно Александра Васильевича Гаука. В 1931 году закончилась пора учебы, и дирижер был принят в Ма-риинский театр. Осенью 1937 года в Ленинграде проходила первая декада советской музыки. Мравинскому предложили дирижировать новой, только законченной Пятой симфонией Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. «До сих пор не могу понять, — писал Мравинский в конце 60-х годов, — как это я осмелился принять такое предложение без особых колебаний и раздумий. Если бы мне сделали его сейчас, то я бы долго размышлял, сомневался и, может быть, в конце концов не решился. Ведь на карту была поставлена не только моя репутация, но и — что гораздо важнее — судьба нового, никому еще не известного произведения». Но здесь на помощь пришли талант, труд, воля. Исполнение симфонии вызвало огромный общественный резонанс и принесло заслуженный успех не только композитору, но и дирижеру. Так началось тесное содружество Мравинского с Шостаковичем. В 1938 году Мравинский завоевал убедительную победу на I Всесоюзном конкурсе дирижеров и вскоре был назначен главным дирижером заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С огромным энтузиазмом и редкой целеустремленностью начал Мравинский свою деятельность. Он буквально покорил оркестр четкостью и многогранностью своих задач, убедительностью художественных воззрений, продуманностью и эффективностью воспитательных методов. Первые гастроли коллектива в Москве, состоявшиеся в мае 1940 года, прошли с огромным успехом. Так начался новый этап в деятельности оркестра, этап, отмеченный печатью таланта, труда и мастерства Мравинского. Последние три с половиной десятилетия — время бурного расцвета таланта Мравинского, качественно новый, высший этап в деятельности руководимого им оркестра. За долгие годы работы с Евгением Александровичем, а он руководит оркестром уже свыше сорока лет, ленинградские музыканты выработали свою, индивидуальную исполнительскую манеру, в которой органично соединились и собственные неповторимые особенности, и своеобразные приметы, так или иначе соприкасающиеся с обликом главного дирижера. Во-первых, это благородная простота в сочетании с предельным техническим совершенством. Во-вторых, поразительная ансамблевая чуткость. Мравинский путем упорных, настойчивых занятий сумел добиться того, что каждый оркестрант в каждый момент репетиции чувствует, если можно так выразиться, «удельный вес» каждой детали, ее роль в контексте данной партитуры. Именно поэтому ансамблевая чуткость непосредственно соотносится с другим достоинством оркестра — великолепным чувством стиля. Вместе с тем главный дирижер постоянно подчеркивает, что исполнительская манера не связана с чем-то раз навсегда установленным: время всегда вносит новое в трактовку любого произведения. Сочинения Чайковского сегодня звучат в оркестре иначе, чем десять, двадцать или тридцать лет назад. Даже в симфонии Шостаковича (исполнительский стиль которых создавали именно ленинградский оркестр и Мравинский) вносятся коррективы. Так, ощущение стиля тесно соприкасается еще с одним качеством, столь необходимым любому солисту или ансамблю, — чувством современности. Особую страницу в творческой биографии Мравинского и руководимого им коллектива составляют зарубежные гастроли. Более двадцати стран, свыше ста тридцати городов были свидетелями триумфального успеха ленинградского оркестра и его главного дирижера. Мравинского восторженно встречали в Вене и Стокгольме, Париже и Токио, Лондоне и Праге, Нью-Йорке и Варшаве, Брюсселе и Берлине, Женеве и Будапеште, Бонне и Флоренции, Хельсинки и Милане... Искусство Мравинского опирается в первую очередь на значительность той общественной и нравственной идеи, которую стремился выразить в своей музыке композитор. Основное в творческом почерке Мравинского — полный отказ от всего внешнего во имя музыки, тщательная продуманность и прочувствованность авторского замысла. Вот почему каждая трактовка дирижера впечатляет не только глубиной и остротой мысли, но и грандиозной силой эмоционального воздействия. Концерты Мравинского предваряются огромной работой, в процессе которой ни одна деталь, ни один штрих не остаются без внимания. А на концерте — полная творческая отдача, точное выполнение задуманного ранее и вместе с тем внутренняя свобода, смелый полет мысли и полное доверие к оркестру. Сама манера дирижирования у Мравинского настолько строга, благородна, трепетно-торжественна, что воспринимается и оркестром, и слушателями как концентрированное выражение силы, красоты и волевой энергии. Мравинский — прежде всего крупная личность, человек, постоянно стремящийся к углубленному самопознанию, к поискам совершенного в жизни и в искусстве. И ярче всего качества его личности проявляются в дирижировании — подлинно философском, благородном, глубоко человечном. В концертах Мравинского звучат произведения различных эпох и стилей — от Гайдна, Моцарта до Стравинского, Прокофьева. Почетную известность и славу приобрела трактовка дирижером симфонических произведений Шостаковича, большинство которых было впервые исполнено ленинградским оркестром под управлением Мравинского. Недаром Ленинградская филармония носит ныне имя великого композитора. К числу выдающихся достижений Мравинского принадлежат исполнения сочинений Чайковского и Бетховена, Брамса и Брукнера, Моцарта и Вагнера, Скрябина и Глазунова, Стравинского и Прокофьева, Сибелиуса и Р. Штрауса, Бартока и Онеггера. Большие достижения Мравинского отмечены почетными и достойными наградами. Ему присвоено звание народного артиста СССР, первым из советских дирижеров он был удостоен высших званий — лауреата Ленинской премии и Героя Социалистического Труда. Правительство ГДР присудило ему премию им. А. Никиша, а Венское общество друзей музыки избрало его своим почетным членом (список которых открыл в 1826 году Л. Бетховен). В. Фомин |