Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Борис Александрович ЧАЙКОВСКИЙ (1925-1996)
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели ля минор

I сторона
1. Moderato
2. Allegro

II сторона
3. Allegro
4. Finale. Adagio

Борис Чайковский, фортепиано
Квартет имени Бородина

Звукорежиссер В. Скобло. Редактор И. Чумакова

Своеобразный и глубокий художник, Борис Александрович Чайковский (р. 1925) привлек к себе внимание люби­телей музыки на рубеже 40-х — 50-х го­дов. Уже в первых значительных сочи­нениях (Симфониетта для струнного ор­кестра, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели и др.) ярко проявилась са­мобытность его творческого дара, на­циональный русский склад его музыки.
Ученик Д. Д. Шостаковича, В. Я. Ше­балина и Н. Я. Мясковского, Борис Чай­ковский работает преимущественно в сфере крупных инструментальных форм. Им написаны три симфонии (Вто­рая отмечена Государственной премией СССР 1969 года), четыре концерта, Сим­фонические вариации для оркестра, пять
струнных квартетов, два трио, форте­пианный квинтет, сонаты для различных инструментов, Партита для виолончели и камерного ансамбля, разнообразные оркестровые сочинения «средних» жан­ров (увертюры, Фантазия на русские те­мы, Славянская рапсодия, Каприччио на английские темы) и др.
Инструментальные сочинения Бориса Чайковского весьма определенно делят­ся на две большие группы: симфоничес­кие и камерные. Его симфонии и кон­церты отличаются широтой и многооб­разием жизненного содержания, разма­хом и насыщенностью развития, масш­табностью формы. Многим камерным ансамблям композитора свойственны редкие даже для этого жанра оточен­ность и изящество письма, тонкость во­площения сокровенных мыслей и на­строений.
Квинтет для фортепиано, двух скри­пок, альта и виолончели занимает здесь особое место. Ему присуща своеобраз­ная монументальность, развернутость формы и подлинная симфоничность раз­вития музыкально-психологической дра­мы. Характерно и переходное, рубеж­ное положение квинтета в творческой эволюции композитора. Год создания Квинтета (1962) как бы завершил деся­тилетний период работы Б. А. Чайков­ского почти исключительно в камерных формах: фортепианное трио (1953), квар­тет (1954), струнное трио (1955), сонаты для виолончели и фортепиано (1957), для скрипки и фортепиано (1959), Сюита для виолончели соло (1960), Второй струн­ный квартет (1961). Вслед за Квинтетом
появляется ряд важнейших симфони­ческих партитур: Концерт для виолон­чели с оркестром (1964), Вторая симфо­ния (1967), скрипичный (1969) и форте­пианный (1971) концерты, наконец, «Те­ма и восемь вариаций» (1973).
Драматургия крупных инструменталь­ных форм Б. А. Чайковского всегда не­обычна: художник ставит перед собой каждый раз новые творческие пробле­мы и избегает привычных, проторенных путей. Его концерты, сонаты, квартеты, симфонии, трио отличаются друг от дру­га и по числу частей, и по принципам их сопоставления, и, конечно, по характеру образов, по содержанию. Своеобразие композиции четырехчастного цикла в Квинтете определяется особым чередо­ванием темпов: первая часть и финал сочинения — медленные, две средние части — быстрые. Неспешно, длительно, широко развертывающаяся первая часть Квинтета выполняет функцию «завязки», готовящей активно-действенное начало второй части. Здесь в драматичных диа­логах, в сопоставлениях и соединенном звучании инструментальных голосов с рельефностью театральной пьесы или реалистического кинофильма сменяются различные «эпизоды» драмы. Третья часть в характерном для Б. А. Чайков­ского жанре «скерцо-токкаты» еще бо­лее усиливает конфликтную напряжен­ность повествования. Трагедийный инто­национно-психологический колорит по­степенно высветляется лишь к концу последней, очень медленной, философ­ски углубленной части Квинтета, звуча­щей спокойно и печально.
Квинтет Бориса Чайковского впервые прозвучал 26 декабря 1962 года в Ленин­граде в исполнении автора и Государ­ственного квартета им. Бородина. Московская премьера сочинения состоялась 6 января 1963 года.
М. ЯКУБОВ