3 дня
О сайте10 2 | С10-07567-8 1976 |
Борис Александрович ЧАЙКОВСКИЙ (1925-1996) Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели ля минор I сторона 1. Moderato 2. Allegro II сторона 3. Allegro 4. Finale. Adagio Борис Чайковский, фортепиано Квартет имени Бородина Звукорежиссер В. Скобло. Редактор И. Чумакова Своеобразный и глубокий художник, Борис Александрович Чайковский (р. 1925) привлек к себе внимание любителей музыки на рубеже 40-х — 50-х годов. Уже в первых значительных сочинениях (Симфониетта для струнного оркестра, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели и др.) ярко проявилась самобытность его творческого дара, национальный русский склад его музыки. Ученик Д. Д. Шостаковича, В. Я. Шебалина и Н. Я. Мясковского, Борис Чайковский работает преимущественно в сфере крупных инструментальных форм. Им написаны три симфонии (Вторая отмечена Государственной премией СССР 1969 года), четыре концерта, Симфонические вариации для оркестра, пять струнных квартетов, два трио, фортепианный квинтет, сонаты для различных инструментов, Партита для виолончели и камерного ансамбля, разнообразные оркестровые сочинения «средних» жанров (увертюры, Фантазия на русские темы, Славянская рапсодия, Каприччио на английские темы) и др. Инструментальные сочинения Бориса Чайковского весьма определенно делятся на две большие группы: симфонические и камерные. Его симфонии и концерты отличаются широтой и многообразием жизненного содержания, размахом и насыщенностью развития, масштабностью формы. Многим камерным ансамблям композитора свойственны редкие даже для этого жанра оточенность и изящество письма, тонкость воплощения сокровенных мыслей и настроений. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели занимает здесь особое место. Ему присуща своеобразная монументальность, развернутость формы и подлинная симфоничность развития музыкально-психологической драмы. Характерно и переходное, рубежное положение квинтета в творческой эволюции композитора. Год создания Квинтета (1962) как бы завершил десятилетний период работы Б. А. Чайковского почти исключительно в камерных формах: фортепианное трио (1953), квартет (1954), струнное трио (1955), сонаты для виолончели и фортепиано (1957), для скрипки и фортепиано (1959), Сюита для виолончели соло (1960), Второй струнный квартет (1961). Вслед за Квинтетом появляется ряд важнейших симфонических партитур: Концерт для виолончели с оркестром (1964), Вторая симфония (1967), скрипичный (1969) и фортепианный (1971) концерты, наконец, «Тема и восемь вариаций» (1973). Драматургия крупных инструментальных форм Б. А. Чайковского всегда необычна: художник ставит перед собой каждый раз новые творческие проблемы и избегает привычных, проторенных путей. Его концерты, сонаты, квартеты, симфонии, трио отличаются друг от друга и по числу частей, и по принципам их сопоставления, и, конечно, по характеру образов, по содержанию. Своеобразие композиции четырехчастного цикла в Квинтете определяется особым чередованием темпов: первая часть и финал сочинения — медленные, две средние части — быстрые. Неспешно, длительно, широко развертывающаяся первая часть Квинтета выполняет функцию «завязки», готовящей активно-действенное начало второй части. Здесь в драматичных диалогах, в сопоставлениях и соединенном звучании инструментальных голосов с рельефностью театральной пьесы или реалистического кинофильма сменяются различные «эпизоды» драмы. Третья часть в характерном для Б. А. Чайковского жанре «скерцо-токкаты» еще более усиливает конфликтную напряженность повествования. Трагедийный интонационно-психологический колорит постепенно высветляется лишь к концу последней, очень медленной, философски углубленной части Квинтета, звучащей спокойно и печально. Квинтет Бориса Чайковского впервые прозвучал 26 декабря 1962 года в Ленинграде в исполнении автора и Государственного квартета им. Бородина. Московская премьера сочинения состоялась 6 января 1963 года. М. ЯКУБОВ |