Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Микалоюс Константинас ЧЮРЛЁНИС (1875—1911)
1 сторона
МОРЕ, симфоническая поэма 23.21"

2 сторона
МОРЕ, симфоническая поэма (окончание) 7.07"
В ЛЕСУ, симфоническая поэма 27.13"
Редакция Э. Бальсиса

Симфонический оркестр Государственной филармонии Литовской ССР. Дирижер ЮОЗАС ДОМАРКАС
Записано в Картинной галерее, г. Вильнюс
Звукорежиссер В. БИЧЮНАС
Художник оформления В. БАЧЕНАС

Симфонических произведений М. К. Чюрлёниса немного. Помимо симфонии и эскизов поэмы «Сотворение мира», поэмы «Dies Irae» набросков к «Литовской пасторальной симфонии», сделанных во время болезни, клавира и коды увертюры «Кястутис», еще нескольких эскизов, осталось два полностью законченных композитором оркестровых произведения — поэмы «В лесу» и «Море».
Природа для М. К. Чюрлёниса — неиссякаемый источник красоты, символ вечности и бесконечности бытия, а природа родного края — символ самой Родины. «Начинается аккордами, такими тихими и широкими, как шум наших литовских сосен»,— писал композитор о поэме «В лесу». Это первое симфоническое произведение М. К. Чюрлёниса (клавир написан в октябре 1900 г. за 11 дней, партитура закончена 3 апреля 1901 г.). В нем полностью выражено лирическое мышление композитора, благодаря которому он создал оригинальный тип последовательно бессюжетной программы в романтической музыке.
В связи с интенсивными занятиями живописью, поэму «Море» М. К. Чюрлёнис писал долго (8.XII.1903.— 30.IV. 1907.). Это монументальное произведение, в котором параллелизмы между природой и жизнью человека, характерные для традиций литовского искусства поднимаются до больших философских обобщений. Поэма написана в свободной форме сонаты; в ней композитор придерживается принципа монотематизма. Как и во всем творчестве М. К. Чюрлёниса, в поэме заметна полифонизация фактуры.