АЗГ, зак. 433
Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего... Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии.
Н. В. ГОГОЛЬ
Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к Владимиру Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни... Конец пятидесятых выдвинул целую плеяду поэтов, сознательно ориентирующихся на культуру устного слова. Поэзия словно бы обратилась к своим истокам — к поэзии звучащей. Звучащий стих имеет историю более древнюю, чем письменный: античность, средневековье, включая и древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием инструментов — чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает даже с появление книгопечатания.
В наши дни непосредственное общение поэта с читателем-слушателем придает особую значимость поэтическому слову, возвращая и самим словам «поэт» и «певец» утраченное было значение синонимов.
Владимир Высоцкий осуществился как явление поэзии в звучащем слове — едва ли не впервые в отечественной литературе. «Тиражи» его песен, разошедшихся в записи, не поддаются уже никакому учету, тогда как знакомство с Высоцким-поэтом читающей публики только начинается.
Серия «На концертах Владимира Высоцкого» представляет собой первую попытку издания звучащего собрания сочинений поэта — выпуска хотя и далеко не полного, но включающего почти все, что было представлено самим автором на публичных выступлениях за полтора десятилетия работы. Работоспособность Высоц¬кого удивительна: количество выступлений можно опре¬делить лишь приблизительно, а фонотека насчитывает не одну тысячу часов записи. Высоцкого записывали много, но именно записи на публике передают своеоб¬разие личности поэта-певца, непосредственную реакцию аудитории, живое дыхание еще близкого нам, но уже уходящего времени. На смену старым песням приходи¬ли новые, менялся характер авторского исполнения, менялся и самый стиль общения со зрителями. Неизмен¬ным и устойчивым оставался интерес слушателей, всякий раз становившихся соучастниками своеобразного монолога, начатого поэтом еще в бурные шестидесятые, протянувшегося через нелегкие семидесятые в наши дни и — в следующие десятилетия... Появилось определение поэтического жанра — «авторская песня», впервые ис¬пользованное Высоцким и ныне прочно вошедшее в оборот.
Нам не дано знать, какова была бы авторская воля, если бы ему представилась возможность издания, ана¬логичного тому, которое предпринято фирмой «Мело¬дия», и мы решили возможно более полно сохранить особенности концертных записей. Сокращены лишь некоторые повторы, а в отдельных, весьма редких, слу¬чаях произведены замены, вызванные исключительно соображениями технического качества фонограмм: сле¬дует иметь в виду, что все концерты В. Высоцкого записы¬вались любителями. Названия произведений, как пра¬вило, соответствуют тем, которые сам автор объявлял в концертах, либо — устоявшиеся, известные по при¬жизненным изданиям.
Не имея возможности назвать здесь всех, чьими тру¬дами были осуществлены и последующими заботами сохранены записи, использованные в настоящем сбор¬нике, составители пользуются случаем выразить им искреннюю признательность.
В. Абдулов, И. Шевцов