Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, оборот (Архив поп музыки-7)

Элтон Джон хорошо известен советским любителям музыки. И не только потому, что в 1978 году фирма "Мелодия" выпустила его пластику «Одинокий мужчина». И даже не потому, что годом позже замечательный пианист, певец, композитор приехал на гастроли в нашу страну — первый из рок-музыкантов такого уровня. Он был, что говорится, «на слуху» у наших меломанов, очевидно потому что с самого начала семидесятых годов его пластинки, записи привлекали пристальное внимание критики и слушателей во всём мире. А к концу десятилетия он прочно занял место в высших графах международной "табели о рангах" рок-музыки.
Элтон Джон (настоящее имя — Реджинальд Кеннет Дуайт) родился 25 марта 1947 года в Англии. С самого детства музыка стала не только его призванием, но, скорее, настоящим наваждением. Он выучился играть на фортепиано, чуть позже на органе, одновременно по радиопередачам и пластинкам пытаясь овладеть исполнительскими приемами, характерными для блюзов и рок-н-роллов. (Позже, после его первых концертов, некоторые критики будут сравнивать его с одним из "королей" рок-н-ролла Джерри Ли Льюисом).
Лет в семнадцать Дуайт становится постоянным участником ансамбля «Блюзолоджи», полупрофессионального коллектива, служившего чаще всего аккомпанирующим составом приезжим музыкантам. В этой группе Дуайт был пианистом, но иногда и пел, правда, лишь при записи на пластинках, когда постоянный вокалист Стюарт Браун не справлялся с вокальной партией. На стаж выступать ему не давали — в те годы именно певец во многом определял «имедж», т. е. образ группы в глазах публики, а внешность Дуайта — толстоватого коротышки в очках — никак не соответствовала представлению о «звезде» эстрады, несмотря на ироническое прозвище «Геркулес».
Вскоре «Блюзолоджи» становится постоянным аккомпанирующим составом певца Лонг Джона Болдри, и петь Дуайт перестал вообще.
Но сотрудничество «Блюзолоджи» с Болдри продолжалось не очень долго. Певец решил полностью перейти на выступления в ресторанах и кабаре, и группа распалась, успев, правда, занять первое место в британских хит-парадах в октябре 1967 года с песней «Пусть начнется сердечная боль».
Оставшись без работы, Per Дуайт решил поработать аранжировщиком в фирме «Филипс», но пока этот вопрос решался, он заметил объявление в одной из газет о том, что филиал фирмы грамзаписи «Либерти» проводит «конкурс талантов». Пианист решил попробовать свои силы, не подумав лишь о том, что он предложит жюри. Так как последние годы он не пел, единственное, что он вспомнил, — сомнительные песенки, которые он исполнял в юности в одном из баров, чтобы заработать деньги на электропиано и усилитель. Жюри пришло в ужас от такого репертуара и отказалось даже серьезно разговаривать с музыкантом. Но один из представителей фирмы дал ему пачку стихотворений начинающего поэта Берни Топина, также принимавшего участие в конкурсе и также признанного негодным.
Так родилось многолетнее сотрудничество Элтона Джона (он уже успел к тому времени взять себе этот псевдоним, составленный из имен музыкантов «Блюзолоджи») и Берни Топина, одного из наиболее известных ныне поэтов-песенников.
Из той пачки стихов Э. Джон сделал двенадцать песен, но о карьере певца пока не помышлял, и два года они с Б. Топином писали песни для других исполнителей. И лишь в 1969 году Элтон Джон выпустил свой первый сингл — «Леди Саманта». С ним заключили контракт на запись долгоиграющей пластинки.
Когда слушаешь сейчас, по прошествии стольких лет, первые пластинки Э. Джона, не можешь не заметить, как от диска к диску росло его мастерство, уверенность в себе и своем творчестве.
«Пустое небо» — первый альбом музыканта, он вышел в 1969 году и сейчас представляет разве что коллекционный интерес. Намного интереснее две пластинки, выпущенные в 1970 году,— «Элтон Джон» и «Станция Перекати-поле». С 1970 года, можно сказать, и начинается, подлинная карьера певца. «Пограничная песня» с пластинки «Элтон Джон» потом неоднократно записывалась другими певцами, в том числе и знаменитой Аретой Франклин. Большой удачей музыканта была признана «Твоя песня», занявшая первые места хит-парадов многих стран мира.
Огромным успехом — не меньшим, чем записи, — пользовались и концертные выступления музыканта. Публику, помимо первоклассных песен, привлекала и необычная, несколько экстравагантная манера певца, почти маскарадные костюмы, гигантские «клоунские» ботинки, неизменные разноцветные очки. При этом каждый концерт был тщательно выстроен, элементы шоу не повторялись и не. наскучивали публике. Те, кому посчастливилось побывать на концертах Э. Джона в Москве и Ленинграде в 1979 году, помнят ту радостную атмосферу карнавала, которая царила на сцене.
В 1971 году вышло сразу три пластинки Элтона Джона, хотя, как писали некоторые критики, «две из них вышли напрасно». Это «11-17-70» с записью радиоконцерта, состоявшегося 17 ноября 1970 года, и «Друзья», с песнями из одноименного фильма, написанными за несколько лет до этого. Правда, несмотря на то, что и сам Э. Джон, и критики были о «Друзьях» весьма нелестного мнения, диск стал первой золотой пластинкой певца в США.
Намного интереснее был третий альбом 1971 года — «Безумец на том берегу». Он вызвал жаркие споры критиков, Роберт Кристгау даже назвал его «худшим альбомом» музыканта. Но очень и очень многие с этой точкой зрения были не согласны. И прежде всего слушатели — «Безумец» сразу стал бестселлером, в 1972 году он уже был «золотым». Сейчас видно, что эта пластинка стала во многом поворотным моментом в карьере Элтона Джона. Музыка, при всей ее легкости, запоминаемости, стала более сложной, аранжировки — более интересными, тексты песен — намного более приближенными к реальной, повседневной жизни. Некоторые из них, кстати, такие, как заглавная песня, «Злословие», «Мотель Холидей-Инн», «Некрасивое лицо», посвящены отношениям музыканта, художника с публикой, прессой, и прежде всего представителями шоу-бизнеса. (Самая едкая и гневная песня на эту тему, «Фашистские морды», будет написана позже — ровно через 10 лет и войдет в пластинку «Лиса»). В настоящий выпуск данной серии включены следующие песни с «Безумца»: «Ливон», «Некрасивое лицо», «Злословие» и «Безумец на том берегу». Две песни — «Маленькая танцовщица» и «Прощание» — вошли в диск «Твоя песня», выпущенный также в этой серии.
За «Безумцем» в 1972 году последовали не менее удачные альбомы «Городской замок» и «Не стреляйте, я всего лишь пианист». Из них в настоящую пластинку включены соответственно «Астронавт» и «Городской бродяга» и «Дэниэл» и «Рок-н-ролл «Крокодил». В 1973 году вышел монументальный двойной диск «Прощай, дорога из желтого кирпича» потом—«Фантастический капитан и коричнево-грязный ковбой» и другие. Были, конечно, и срывы, и неудачи (например, весьма посредственный альбом «Карибу»), но, как написал в своей «Энциклопедии поп-музыки, рока и соула» Ирвин Стэмблер, «в 1972 — 1973 годах Элтон Джон опроверг утверждения критиков (о неминуемом скором творческом закате — А. Г.), написав некоторые из лучших песен в истории поп-музыки».
В 1973 году Элтон Джон основал собственную фирму грамзаписи «Рокет рекордз» и привлек к сотрудничеству с ней таких известных исполнителей, как Нил Седака и Кики Ди. С Кики Ди, кстати, в 1976 году Э. Джон записал сингл «Не разбивай мое сердце», ставший его первой пластинкой, которая поднялась на высшее место в британских хит-парадах.
В 1975 году на экраны вышла экранизация знаменитой рок-оперы группы «Ху» «Томми», в которой Элтон Джон сыграл небольшую роль Волшебника Электрического Биллиарда. В фильме (режиссер Кен Рассел) также снимались, помимо участников группы «Ху», Эрик Клэптон, Тина Тернер, Артур Браун и киноактеры Энн-Маргрет, Оливер Рид, Джек Николсон. К тому же времени относится и сотрудничество Элтона Джона с Джоном Ленноном, с которым он записал несколько песен.
В 1976 году восковая фигура Э. Джона появилась в музее мадам Тюссо. Он стал вторым представителем «мира популярной музыки» после «Битлз», кого отборочная комиссия сочла достойным.
В середине семидесятых годов Элтон Джон неожиданно прекращает на некоторое время музыкальную деятельность и лишь в 1979 году снова начинает выступать. Тогда же он приезжает с гастролями в СССР — вдвоем с ударником Рэем Купером, с которым он сотрудничает с 1971 года. Гастроли Элтона Джона прошли с огромным успехом. Он был тронут и поражен, по его собственным словам, тем горячим приемом, который ему был оказан советскими слушателями. Специально для наших любителей музыки он вставил в свою программу отрывки из Первого концерта Чайковского и песни «Битлз» «Возвращение в СССР», искусно вплетая их в свои известные композиции. По итогам этих гастролей в Англии была выпущена пластинка с записью концерта в московском зале «Россия», а также документальный фильм.
В восьмидесятые годы Элтон Джон продолжает оставаться одной из наиболее уважаемых фигур в мире рок-музыки. Хотя он внимательно следит за всем происходящим в современной эстраде — его коллекция пластинок считается одной из крупнейших в мире, нельзя сказать, что его творческая манера претерпела какие-либо радикальные изменения. Он охотно включает в свой репертуар песни, написанные в различных стилях, но они, как правило, ни в коем случае не выбиваются из того основного направления, которому Элтон Джон следует с начала семидесятых годов. (Одно из немногих исключений — неудачный диск «Жертва любви», весь построенный на диско-ритмах).
Время показало, что Элтон Джон не отстал от духа времени и в восьмидесятые годы. Андрей Гаврилов