Сторона 1
И. С. БАХ (1685—1750)
Концерт для гобоя и скрипки с оркестром до минор (по BWV 1060)
1. Allegro — 5.40
2. Adagio, 3. Allegro — 9.25
А. ВИВАЛЬДИ (1678—1741)
Концерт для гобоя и скрипки с оркестром си-бемоль мажор, RV 548
1. (Allegro) — 3.10
2. Largo — 2.16
3. Allegro — 2.12
Сторона 2
Концерт для гобоя и скрипки с оркестром соль минор, RV 576
1. (Allegro) — 3.58
2. Larghetto — 3.04
3. Allegro — 3.50
Г. Ф. ТЕЛЕМАН (1681—1767)
Концерт для гобоя и скрипки с оркестром си-бемоль мажор
1. Largo, 2. Allegro — 5 28
3. Dolce, 4. Allegro — 5.58
Ольга Крылова, клавесин
ЛЕНИНГРАДСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР
Дирижер ЮРИИ ЦИРЮК
Звукорежиссер Г. Цес. Редактор К. Иванова
Не этой грампластинке в совместном исполнении произведений великих старых мастеров Иоганна Себастьяна Баха,
Антонио Вивальди и Георга Филиппа Телемана встретились музыканты разных поколений — гобоист Владимир Курлин,
начавший интенсивную концертную деятельность в 50-е годы, и скрипач Сергей Стадлер. уверенно вошедший в когорту
наиболее ярких музыкантов нового артистического поколения. Однако их творческий союз представляется отнюдь не
случайным. Каждый из исполнителей обладает своим особым даром общения с музыкой во всей ее беспредельности,
стремлением сказать свое слово в сочинениях самых различных жанров и стилей.
Солист Академического симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии имени Шостаковича,
лауреат международных конкурсов в Праге (I премия) и в Вене, заслуженный деятель искусств РСФСР, Владимир Курлин исполнил и записал на своем инструменте огромныйрепертуар. Произведения Баха и Вивальди, Чимарозы и Телемана, современных авторов и среди них советских композиторов Слонимского, Лемана, Патлаенко. Драмишниковой и многих других нашли в прочтении Владимира Курлина интереснейшего интерпретатора. Стоит напомнить и о том, что Курлин стал первым гобоистом, давшим сольный концерт в Большом зале Ленинградской филармонии — «Музыка для гобоя и органа».
Перечисление произведений, сыгранных лауреатом международных конкурсов в Париже, Хельсинки и Москве, лауреатом премии Ленинского и Ленинградского комсомола Сергеем Стадлером составило бы антологию мирового скрипичного репертуара. Характерно, что в нее по праву вошли исполненные скрипачом редко звучащие, а порой и незаслуженно забытые произведения русской музыки (Львов, Аренский, Конюс), виртуозной скрипичной романтики (Шпор, Виотти, Вьетан, Берио, Брух), а также «новые слова» сегодняшнего композиторского письма — «Эхо-соната» для скрипки соло Р. Щедрина и «Весенний» скрипичный концерт С. Слонимского. И вместе с тем оба исполнителя тяготеют к камерным формам музицирования, к которым сегодняшняя слушательская аудитория испытывает особый интерес. В данной грамзаписи их союзником и единомышленником стал Ленинградский камерный оркестр под управлением Юрия Цирюка.
Неспешно, с ощущением покоя, несуетиости движения начинают музыканты свой инструментальный диалог в первой части баховского до-минорного Концерта. Центром в нем становится Adagio, полное света, неисчерпаемой мелодической красоты. Поющие музыкальные фразы переходят от гобоя к скрипке на едином дыхании, с тем, чтобы затем полностью слиться в дузте. А кружевная вязь, выверенная ритмическая пульсация финального Allegro становится достойным завершением всего трехчастного цикла.
В си-бемоль-мажорном Концерте Вивальди особенно запомнилось нарядное, праздничное Allegro — музыка, пере-
дающая ощущение радости бытия, и поистине «вокальная» ария гобоя в сопровождении скрипки.
В соль-минорном Концерте особенно впечатляют «lamento» скрипки во второй части, Larghetto, и чистая светлая, поэтич-
ная линия мелодии в заключительном Allegro, интонации которого чем-то перекликаются с интонациями «Лета» из
знаменитых «Времен года» (та же упругая ритмика, динамика движения, характерные черты жанровости).
Завершает пластинку четырехчастный Концерт си-бемоль мажор Георга Филиппа Телемана — композитора, принадлежащего к поколению Генделя и Баха и обладавшего ярко индивидуальным мышлением, столь отчетливо проявившимся в исполненном ансамблистами сочинении. Музыканты нашли свои краски в несколько «рапидной» пунктирности ритма (Largo), непрерывной моторике движения (Allegro), плавной грации, пластике танца (Dolce), живой, искрометной перекличке, поистине «речевой» выразительности гобоя и метких «ответах» струнных, поддержанных основательным «фундаментом» басов и чембало в финальном Allegro.
Eвr. Баранкин
Не лицевой стороне конверта: Г. Северей. Пейзаж (фрагмент)
Оформление художника Л. Панкевича. Фото В. Барановского
© «Мелодия», 1986. Запись 1986 г.