Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
На данном диске известный советский музыкант Олег Янченко представляет произведения старых мастеров XVI-XVII столетий и современную музыку для органа. Открывает программу прелюдия и фуга соль минор Джироламо Фрескобальди (1583-1643) – главы итальянской органной школы, великого композитора, которого называют «итальянским Бахом». Прелюдию и фугу Янченко играет по нотной редакции Энрико Босси, предназначенной для современного инструмента и подчеркивающей свободную фантазийную манеру органного письма Фрескобальди.

«Ричеркар-ариозо» принадлежит перу влиятельного итальянского композитора XVI столетия, представителя венецианской школы, органиста церкви святого Марка Андреа Габриели (1510-1586). Габриели написано множество крупных хоровых произведений для церкви, мадригалов, органных пьес. Характерные принципы вокальной полифонии этот автор использует и в инструментальной пьесе, исполненной Олегом Янченко.

Строгостью полифонического изложения отличаются четыре пьесы из сборника «Искусство играть фантазию» (1565) Томаса де Санта Мария (1510-1570) – испанского композитора и педагога, монаха монастыря святой Марии, образованнейшего человека своего времени. Завершает группу произведений, принадлежащих добаховской эпохе, Прелюдия и фуга ми минор Дитриха Букстехуде (1637-1707) – признанного авторитета в области органной культуры, мастера северонемецкой школы.

Сопоставление в рамках одной программы музыки старой и новой представляется не случайным: пьесы Альфреда Шнитке и грандиозная композиция Олега Янченко, при всех особенностях современного музыкального языка, написаны в русле присущей органному звучанию символики, связанной с философскими размышлениями, сосредоточенным погружением в духовный мир.

Органная композиция «Собор в Шпейере» («Dom zu Speyer») написана Янченко по заказу города Шпейера в 1987 году. В основе сочинения лежит отрывок «A solis ortus cardine» из григорианского хорала V века «Christum wir sollen loben schon». После премьеры в июле 1987 года в Кембридже произведение Янченко с успехом было исполнено в кафедральном соборе города Шпейера на Международном конкурсе органистов и с тех пор многократно звучало в концертах Олега Янченко в нашей стране и за рубежом.
- М. Иванова