В первой половине XVII веке чад всей Тюрингией и даже за ее пределами, словно могучий дуб, раскинуло свои ветви музыкальное семейство Бах. Корнями оно уходит в XVI столетие. Тогда в одной из деревушек Тюрингии поселился пекарь Фейт Бах. Рассказывали, что, даже отправляясь на мельницу, он не расставался со своим любимым музыкальным инструментом и играл, пока мололось зерно, не обращая внимания на стук и грохот. Это увлечение музыкой он передал своим сыновьям, а те, в свою очередь, своим детя/л. Так, через несколько поколений в этой области Германии имя «Бах» з-вучало почти синонимом слова «музыкант». Часть членов семейства Бах стали органистами, канторами, городскими музыкантами, другие выбрили иные профессии, однако, по крайней мере, раз в год они собирались все вместе, и в доме Бахов потоком лилась музыка – старинные хоралы, народные песни, безудержные музыкальные шутки.
На этой прочной, построенной на хороших традициях основе каждое поколение выдвинуло выдающихся музыкантов своего времени. Внуки Фей та Баха положили начало музыкальным ветвям в трех немецких городах: Генрих Бах (1615-1692) стал зачинателем арнштадтской ветви, Иоганн – родоначальником эрфуртских Бахов, а потомки его брата-блиднеца Крис-тофа, деда Иоганна Себастьяна Баха, обосновались в Эйзена хе. Уже это поколение обратило на себя внимание своей одаренностью: правящий тогда граф Шварц-бурга-Арнштадтского счел возможным послать нескольких членов семейства Бах на собственный счет в Италию с целью усовершенствования их музыкального мастерства.
В архивах сохранилось несколько композиций представителей четвертого поколения семьи Бах. Выдающимися композиторами этого поколения являются сыновья арнштадтского Генриха Баха: Иоганн Кристоф (1642-1703) и Иоганн Михаэль (1648-1694). Оба были отличными композиторами церковной музыки. В свою очередь, внук эрфуртского Иоганна – Иоганн Бернгард (1676-1749) был автором известных в то время увертюр.
И все же эти имена и сочинения не избежали бы забвения, если бы в пятом поколении Бахов не появился Иоганн Себастьян Бах, в свете музыки которого намного ярче обозначились творения как предшествовавших, так и последующих Бахов. Музыкантами стали четыре сына Иоганна Себастьяна. Вильгельм Фридемаи (1710-1784) считался одним из выдающихся органистов и импровизаторов в Германии, Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) стал ведущим музыкантом сначала в Берлине, позже в Гамбурге, Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795) работал в придворной капелле в Бюккебурге, а самый младший — Иоганн Кристиан (1735-1782) – завоевал славу как автор опер в Милане и Лондоне.
Музыкальная хроника семейства Бах является уникальным зеркалом развития музыкальных тенденций целой эпохи. Основной жанр органных сочинений первого поколения композиторов этой семьи — обработки хоралов. Затем в хоральных вариациях стал вырабатываться независимый виртуозный органный стиль, который достиг кульминации а свободных, уже не связанных с хоралами композициях Иоганна Себастьяна Баха и нашел также свое отражение в сочинениях для органа Вильгельма Фридемана. В музыку младших сыновей неотвратимо вошло дыхание новой эпохи — это музыка более беспокойная, более субъективная, насыщенная яркими контрастами, Фуга Иоганна Кристиана — одно из тех сочинений, которое корнями еще уходит в традиции органной музыки барокко, но уже тяготеет к новому стилистическому течению.
Избранные органные сочинения композиторов семьи Бах Евгения Лисицына исполняет на органе Рижского Домского собора.
Орган Рижского Домского собора имеет 127 регистров, 4 мануала, педаль- Инструмент был построен фирмой «Э. Ф. Валькер и Ко» и установлен в 1884 году.
Илма Грауздиня