2 дня
О сайте16 5 | С10 12257 009 1979 |
ПЕРВАЯ СТОРОНА Генрих Бах (1615—1692) Хорал «Erbarm' dich mein, о Herre Gott» (3.03) Иоганн Кристоф Бах (1642 —1703) Хорал «Warum betrübst du dich, mein Herz» (1.25) Иоганн Михаэль Бах (1648—1694) Хорал «Dies sind die heil'gen zehn Gebot'» (1.55) Партита на тему хорала «Wenn wir in höchsten Nöten sein» (3.27) Иоганн Бернгард Бах (1676 —1749) Хорал «Vom Himmel hoch da komm' ich her» (1.55) Вильгельм Фридеман Бах (1710—1784) Фуга соль минор (2.18) Иоганн Кристиан Бах (1735 —1782) Фуга до минор (4.44) ВТОРАЯ СТОРОНА Карл Филипп Эмануэль Бах (1714 —1788) Фуга ми бемоль мажор (8.30) Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732 —1795) Прелюдия ми минор (0.54) Иоганн Себастьян Бах (1685 —1750) Прелюдия и фуга си минор, BWV 544 (14.08) |
Ответственный редактор А.Грива Звукорежиссёр Я.Кулбергс Художник Г.Смелтерс |
В первой половине XVII веке чад всей Тюрингией и даже за ее пределами, словно могучий дуб, раскинуло свои ветви музыкальное семейство Бах. Корнями оно уходит в XVI столетие. Тогда в одной из деревушек Тюрингии поселился пекарь Фейт Бах. Рассказывали, что, даже отправляясь на мельницу, он не расставался со своим любимым музыкальным инструментом и играл, пока мололось зерно, не обращая внимания на стук и грохот. Это увлечение музыкой он передал своим сыновьям, а те, в свою очередь, своим детя/л. Так, через несколько поколений в этой области Германии имя «Бах» з-вучало почти синонимом слова «музыкант». Часть членов семейства Бах стали органистами, канторами, городскими музыкантами, другие выбрили иные профессии, однако, по крайней мере, раз в год они собирались все вместе, и в доме Бахов потоком лилась музыка – старинные хоралы, народные песни, безудержные музыкальные шутки. На этой прочной, построенной на хороших традициях основе каждое поколение выдвинуло выдающихся музыкантов своего времени. Внуки Фей та Баха положили начало музыкальным ветвям в трех немецких городах: Генрих Бах (1615-1692) стал зачинателем арнштадтской ветви, Иоганн – родоначальником эрфуртских Бахов, а потомки его брата-блиднеца Крис-тофа, деда Иоганна Себастьяна Баха, обосновались в Эйзена хе. Уже это поколение обратило на себя внимание своей одаренностью: правящий тогда граф Шварц-бурга-Арнштадтского счел возможным послать нескольких членов семейства Бах на собственный счет в Италию с целью усовершенствования их музыкального мастерства. В архивах сохранилось несколько композиций представителей четвертого поколения семьи Бах. Выдающимися композиторами этого поколения являются сыновья арнштадтского Генриха Баха: Иоганн Кристоф (1642-1703) и Иоганн Михаэль (1648-1694). Оба были отличными композиторами церковной музыки. В свою очередь, внук эрфуртского Иоганна – Иоганн Бернгард (1676-1749) был автором известных в то время увертюр. И все же эти имена и сочинения не избежали бы забвения, если бы в пятом поколении Бахов не появился Иоганн Себастьян Бах, в свете музыки которого намного ярче обозначились творения как предшествовавших, так и последующих Бахов. Музыкантами стали четыре сына Иоганна Себастьяна. Вильгельм Фридемаи (1710-1784) считался одним из выдающихся органистов и импровизаторов в Германии, Карл Филипп Эмануэль (1714-1788) стал ведущим музыкантом сначала в Берлине, позже в Гамбурге, Иоганн Кристоф Фридрих (1732-1795) работал в придворной капелле в Бюккебурге, а самый младший — Иоганн Кристиан (1735-1782) – завоевал славу как автор опер в Милане и Лондоне. Музыкальная хроника семейства Бах является уникальным зеркалом развития музыкальных тенденций целой эпохи. Основной жанр органных сочинений первого поколения композиторов этой семьи — обработки хоралов. Затем в хоральных вариациях стал вырабатываться независимый виртуозный органный стиль, который достиг кульминации а свободных, уже не связанных с хоралами композициях Иоганна Себастьяна Баха и нашел также свое отражение в сочинениях для органа Вильгельма Фридемана. В музыку младших сыновей неотвратимо вошло дыхание новой эпохи — это музыка более беспокойная, более субъективная, насыщенная яркими контрастами, Фуга Иоганна Кристиана — одно из тех сочинений, которое корнями еще уходит в традиции органной музыки барокко, но уже тяготеет к новому стилистическому течению. Избранные органные сочинения композиторов семьи Бах Евгения Лисицына исполняет на органе Рижского Домского собора. Орган Рижского Домского собора имеет 127 регистров, 4 мануала, педаль- Инструмент был построен фирмой «Э. Ф. Валькер и Ко» и установлен в 1884 году. Илма Грауздиня |