Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Концерт № 1 соль минор для фортепиано с оркестром (соч. 25) был создан Феликсом Мендельсоном в 1831 году. Это был период его интенсивной деятельности в качестве пианиста, дирижера и композитора. За время с 1829 года по 1832 год Мендельсон побывал в Англии, Шотландии, Ирландии, Швейцарии, Италии и Франции, заслужив имя одного из первых музыкантов Европы.
В Первом концерте нашли отражение романтические чувства и настроения, характерные для всего творчества Мендельсона.
Концерт начинается небольшим оркестровым tutti; музыка его отличается несколько мрачной, таинственной окраской. Главная партия первой части (Molto allegro con fuoco) активна, динамична. Властные, мужественные взлеты октав сочетаются в ней с блестящими виртуозными пассажами
Мягкая, лиричная побочная партия контрастирует главной. В разработке тема побочной партии проводится в оркестре на фоне виртуозных пассажей фортепиано, что придает ей более действенный характер.
В первой части Концерта Мендельсон ввел важное новшество. До него все фортепианные концерты писались с двойной экспозицией. Мендельсон ограничился одной экспозицией, вследствие чего форма концерта стала более сжатой и концентрированной (кроме того, в Концерте отсутствует традиционная для этого жанра виртуозная каденция).
Вторая часть — очаровательное Andante — связана с первой небольшим переходом импровизационного типа. В музыке Andante господствует светлая, мечтательная лирика. Мелодия, полная неподдельного благородства, развивается плавно, спокойно, напоминая о романтических образах «Песен без слов».
Ф и н а л концерта (Presto) носит скерцозно-фантастический характер. Легкость и стремительность движения, сочетающиеся с грациозной шутливостью, нарядность, прозрачность колорита, ликующее настроение придают ему особое очарование. В нем как бы нашел свое выражение светлый мир фантастики Мендельсона, истоки которой идут от народных легенд и сказок.
В. Кокушкин

Франсис П у л е н к — один из крупнейших французских композиторов двадцатого столетия, входивший в так называемую Шестерку» (Мийо, Онеггер, Орик, Пуленк, Дюрей, Тайфер). Композиторский дебют Пуленка — его «Негритянская рапсодия» для фортепиано и вокально - инструментального ансамбля (1917 г.) — обратил внимание на самобытный талант автора и принес ему известность. В «Негритянской рапсодии» уже проявились характерные склонности композитора — тяготение к народным музыкальным источникам, к яркому мелодизму и красочности, к реалистической ясности музыкальных образов.
В 20-е и 30-е годы Пуленк создает ряд фортепианных пьес, клавесинный, фортепианный и органный концерты, вокальные циклы на стихи французских поэтов. Сочиненный в 1924 году балет «Лани» открывает собой богатую область театрального творчества Пуленка. «Пасторальный концерт» (или «сельский» — «Concert champetre») для клавесина и малого оркестра написан в 1928 году. Посвящен известной польской клавесинистке Ванде Лан-довской, которая впервые исполнила это произведение 3 мая 1929 года в Париже. Впоследствии автор создал фортепианную редакцию концерта, получившую широкое распространение. Как разъяснил композитор, название концерта — «champetre» следует понимать в том смысле, какой придавали этому слову Дидро и Руссо: «champetre» означает здесь близкий к природе, естественный, связанный с характерами и чувствами простых людей.
В основу концерта положены темы, близкие к жанрам народной музыки XVIII века. Пуленок обратился здесь к миру образов и к стилистическим -приемам французских клаве-синистов — современников Руссо. С этими источниками гармонично сливаются иные образы и приемы. Сочетание в концерте Пуленка «классицизмов», гротеска и причудливой фантастики, изящная простота вместе с пародийными «пикантностями» — во всем этом ярко проявился дух французской музыки нашего столетия. Разнохарактерность музыки Пуленка, ее порою парадоксальные контрасты отнюдь не производят впечатления пестроты: из многого и разного композитор создает новое единство, которое служит необходимым художественным средством для выражения его идей и чувств. Музыка концерта темпераментна, полна ярких красок и кипучего движения; вместе с тем она покоряет тонкостью и поэтичностью чувств, благородством вкуса.
Первая часть — открывается медленным вступлением (Adagio), которое переходит в Allegro molto. Развитие оживленной танцевальной темы в классическом стиле обрамляет серию контрастных эпизодов сказочного и праздничного характера.
Вторая часть — Andante — написана в характере сицилианы. Простая элегическая мелодия соединена с сочными красочными гармониями, в которых Пуленк показал себя наследником французского импрессионизма. Таинственно и грустно звучит небольшой средний эпизод с валторной. За ним следует повторение сицилианы в новом, мажорном варианте.
Финал — Presto — начинается в характере быстрой жиги. Но это лишь начальный импульс, который вызывает целый поток разнохарактерных образов — то изящно танцевальных, то комически грубоватых, то праздничных и торжественных. Финал завершается звучанием охотничьих фанфар.
Д. Житомирский