5 дней
О сайте15 2 | Д 014775-6 1964 |
Mendelssohn Concerto No.1 for Piano and Orchestra in G minor, op.25 Poulenc Concerto for Piano and Orchestra "Pastoral" Emil Gilels piano The USSR Symphony Orchestra (1), Moscow Philharmonic Symphony Orchestra (2), Kirill Kondrashin conductor |
Д-014775-6. Эмиль Гилельс, ф-но 01 01.Концерт № 1 для ф-но с оркестром соль минор, соч. 25 (Ф.Мендельсон) 1. Molto allegro con fuoco 2. Andante 3. Presto. Molto allegro e vivace 02 02.Концерт для ф-но с оркестром «Пасторальный» (Ф.Пуленк) 1. Adagio. Allegro molto 2. Andante 3. Finale. Presto Гос. симфонический оркестр СССР (1) Симфонический оркестр Московской гос. филармонии (2) Дирижёр К.Кондрашин Запись из Большого зала Московской консерватории, октябрь 1962 |
Концерт № 1 соль минор для фортепиано с оркестром (соч. 25) был создан Феликсом Мендельсоном в 1831 году. Это был период его интенсивной деятельности в качестве пианиста, дирижера и композитора. За время с 1829 года по 1832 год Мендельсон побывал в Англии, Шотландии, Ирландии, Швейцарии, Италии и Франции, заслужив имя одного из первых музыкантов Европы. В Первом концерте нашли отражение романтические чувства и настроения, характерные для всего творчества Мендельсона. Концерт начинается небольшим оркестровым tutti; музыка его отличается несколько мрачной, таинственной окраской. Главная партия первой части (Molto allegro con fuoco) активна, динамична. Властные, мужественные взлеты октав сочетаются в ней с блестящими виртуозными пассажами Мягкая, лиричная побочная партия контрастирует главной. В разработке тема побочной партии проводится в оркестре на фоне виртуозных пассажей фортепиано, что придает ей более действенный характер. В первой части Концерта Мендельсон ввел важное новшество. До него все фортепианные концерты писались с двойной экспозицией. Мендельсон ограничился одной экспозицией, вследствие чего форма концерта стала более сжатой и концентрированной (кроме того, в Концерте отсутствует традиционная для этого жанра виртуозная каденция). Вторая часть — очаровательное Andante — связана с первой небольшим переходом импровизационного типа. В музыке Andante господствует светлая, мечтательная лирика. Мелодия, полная неподдельного благородства, развивается плавно, спокойно, напоминая о романтических образах «Песен без слов». Ф и н а л концерта (Presto) носит скерцозно-фантастический характер. Легкость и стремительность движения, сочетающиеся с грациозной шутливостью, нарядность, прозрачность колорита, ликующее настроение придают ему особое очарование. В нем как бы нашел свое выражение светлый мир фантастики Мендельсона, истоки которой идут от народных легенд и сказок. В. Кокушкин Франсис П у л е н к — один из крупнейших французских композиторов двадцатого столетия, входивший в так называемую Шестерку» (Мийо, Онеггер, Орик, Пуленк, Дюрей, Тайфер). Композиторский дебют Пуленка — его «Негритянская рапсодия» для фортепиано и вокально - инструментального ансамбля (1917 г.) — обратил внимание на самобытный талант автора и принес ему известность. В «Негритянской рапсодии» уже проявились характерные склонности композитора — тяготение к народным музыкальным источникам, к яркому мелодизму и красочности, к реалистической ясности музыкальных образов. В 20-е и 30-е годы Пуленк создает ряд фортепианных пьес, клавесинный, фортепианный и органный концерты, вокальные циклы на стихи французских поэтов. Сочиненный в 1924 году балет «Лани» открывает собой богатую область театрального творчества Пуленка. «Пасторальный концерт» (или «сельский» — «Concert champetre») для клавесина и малого оркестра написан в 1928 году. Посвящен известной польской клавесинистке Ванде Лан-довской, которая впервые исполнила это произведение 3 мая 1929 года в Париже. Впоследствии автор создал фортепианную редакцию концерта, получившую широкое распространение. Как разъяснил композитор, название концерта — «champetre» следует понимать в том смысле, какой придавали этому слову Дидро и Руссо: «champetre» означает здесь близкий к природе, естественный, связанный с характерами и чувствами простых людей. В основу концерта положены темы, близкие к жанрам народной музыки XVIII века. Пуленок обратился здесь к миру образов и к стилистическим -приемам французских клаве-синистов — современников Руссо. С этими источниками гармонично сливаются иные образы и приемы. Сочетание в концерте Пуленка «классицизмов», гротеска и причудливой фантастики, изящная простота вместе с пародийными «пикантностями» — во всем этом ярко проявился дух французской музыки нашего столетия. Разнохарактерность музыки Пуленка, ее порою парадоксальные контрасты отнюдь не производят впечатления пестроты: из многого и разного композитор создает новое единство, которое служит необходимым художественным средством для выражения его идей и чувств. Музыка концерта темпераментна, полна ярких красок и кипучего движения; вместе с тем она покоряет тонкостью и поэтичностью чувств, благородством вкуса. Первая часть — открывается медленным вступлением (Adagio), которое переходит в Allegro molto. Развитие оживленной танцевальной темы в классическом стиле обрамляет серию контрастных эпизодов сказочного и праздничного характера. Вторая часть — Andante — написана в характере сицилианы. Простая элегическая мелодия соединена с сочными красочными гармониями, в которых Пуленк показал себя наследником французского импрессионизма. Таинственно и грустно звучит небольшой средний эпизод с валторной. За ним следует повторение сицилианы в новом, мажорном варианте. Финал — Presto — начинается в характере быстрой жиги. Но это лишь начальный импульс, который вызывает целый поток разнохарактерных образов — то изящно танцевальных, то комически грубоватых, то праздничных и торжественных. Финал завершается звучанием охотничьих фанфар. Д. Житомирский |