Многочисленные клавирные концерты И. С. Баха (1685—1750) в большинстве являются переложениями скрипичных концертов итальянских композиторов или же собственных концертов для скрипки.
Существует предположение, что в основу концерта фа минор положен скрипичный концерт неизвестного немецкого автора (около 1730 г.). Однако не исключено, что концерт является оригинальным произведением И. С. Баха. Концерт состоит из трех частей. В первой части (Allegro) впечатляет удивительное сочетание строгой конструктивности и импровизационной свободы изложения, виртуозности и сосредоточенного, углубленно-лирического настроения.
Вторая часть — Largo. Свободно и прихотливо льющаяся мелодия фортепиано сопровождается прозрачным аккомпанементом оркестра.
Третья часть—-в быстром, ритмически ровном движении; концертный блеск изложения сочетается здесь с большим эмоциональным подъемом.
«...Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души,—писал о Сезаре Франке Ромен Роллан,—души непорочной и лучезарной красоты».
Творчество С. Франка (1822—1890) глубоко своеобразно. Его музыка проникнута возвышенным настроением, патетикой, резкими контрастами. Восторженным, экстатическим порывам противостоят чувства отрешенности, самоуглубленного анализа.
«СИМФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ» для фортепиано с оркестром написаны в 1885 году. Их композиция своеобразна. Это вариации на две темы: первая — диалогического склада; вторая, звучащая словно издали, носит балладный характер. Вслед за вступлением возникают три раздела: в первом попеременно варьированы ранее по казанные темы, во втором, соответствующем медленной части симфонии, развивается вторая тема, а в финале темы объединяются в героически устремленном порыве. Несмотря на многоликость образов, все произведение проникнуто единством выражения, обладает ясной формой; изобретательно использовано солирующее фортепиано.
Первый концерт для фортепиано с оркестром написан Шостаковичем в 1933 году.
Концерт любопытен по своеобразности преломления традиций русского фортепианного концерта и — одновременно — по своему несходству с последними. Камерный характер звучания — фортепиано в сопровождении солирующей трубы и квинтета струнных — напоминает о старом доклассическом инструментальном концерте.
Фактура Первого фортепианного концерта Шостаковича скупа, графична, отмечена филигранной тонкостью работы, отсутствием пианистической декоративности. Яркое драматическое развитие идет от сосредоточенности начальной темы к возбужденному бегу финала. Контрастность вносят скерцозные моменты.
Первая часть концерта (Allegro moderato. Allegro vivace) динамична и отличается сжатостью развития музыкальных мыслей. Она основана на контрасте двух тем: первой—серьезной по характеру, строгой по мелодическим очертаниям, и второй— живой и бойкой, сочетающей фанфарность мелодики с легкостью порхающего танцевального ритма. В разработке господствует моторность движения фортепиано. В заключении первой части мастерски сделан переход к возвращению исходного, серьезного и строгого настроения. Все это оставляет впечатление свежести и оригинальности.
Вторая часть концерта (Lento)—медленный вальс, окутанный поэтической дымкой. В нем чувствуется лирическое дыхание вальсов Чайковского. Мягкая, нежная лирика воплотилась в широких мелодических линиях, не теряющих плавности даже при внезапных тональных сдвигах. Элемент, контрастно напоминающий о патетике первой части, есть лишь в среднем эпизоде. Умиротворенно звучит заключение, где главная тема обогащена чудесным мелодическим подголоском solo.
Краткая третья часть (Moderato) служит переходом к финалу. Она также спокойна и нетороплива, но в ней больше раздумья, есть некоторая суровость, заставляющая вспомнить о главной теме первой части.
Финал (Allegro con brio. Presto) полон жизнерадостности. Обилие разнохарактерных тем, смена эпизодов при общей ритмической импульсивности придают ему бурно-стремительный характер.
Мария Гринберг родилась в 1903 году в Одессе. С ранних лет начала она обучаться игре на фортепиано и уже с двенадцатилетнего возраста выступала в публичных концертах, в том числе и в симфонических. В 1925 году она переезжает в Москву и поступает в консерваторию, где занимается в классе Ф. М. Блуменфельда, а затем в классе К. Н. Игумнова.
В начале тридцатых годов деятельность Гринберг становится все более интенсивной: она концертирует в Москве, Ленинграде, на Украине, в Закавказье, в Эстонии и Латвии. Ее популярность растет, исполнительское искусство совершенствуется, делается разнообразнее и ярче.
Мария Гринберг — пианистка яркая и самобытная. Ее искусство отличается целостностью, глубиной а стройностью замыслов. Оно всегда содержательно; в нем можно найти россыпь ярких, интересных мыслей.
Гринберг умеет сказать многое в немногом, сдержанными, лаконичными средствами воссоздать целые пласты настроений. Склонность к лаконизму выражения неразрывно связана у Гринберг с стремлением к монументальности. Нередко она пренебрегает деталями, достигая при этом поразительной целостности и единства. Ее кульминации захватывают силой и логикой развития.
Творческая неуспокоенность пронизывает почти каждое исполнение Марии Гринберг. Ее игра свидетельствует об удивительной пытливости художественной натуры пианистки.