5 дней
О сайте34 1 | Д 010713-4 1962 |
Мария ГРИНБЕРГ, фортепиано (1908–1978) Сторона 1: Концерт № 5 для фортепиано с оркестром фа минор, В.1056 (И.С.Бах) 1. 1) Allegro maestoso 2. 2) Largo; 3) Presto 3. Симфонические вариации для фортепиано с оркестром (Ц. Франк) Сторона 2: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор, соч. 35 (Д. Шостакович) 4. 1) Allegro moderato 5. 2) Lento 6. 3) Moderato 7. 4) Allegro con brio. Presto Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио Дирижёры Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (1, 2, 4–7), Роман МАТСОВ (3) Соло на трубе – Сергей ПОПОВ (4–7) Стерео-вариант: С—0387-8 Матрица Д—010714 выходила в комплекте Д—011185-7, 010714 |
Д-010713-4. Мария Гринберг, ф-но. Избранные концерты для ф-но 01 Концерт № 5 для ф-но с оркестром фа минор, В.1056 (И.С.Бах) 01.1. Allegro maestoso 02.2. Largo; 3. Presto 03.Симфонические вариации для ф-но с оркестром (Ц.Франк) 02 04.Концерт № 5 для ф-но с оркестром до мажор, соч. 35 (Д.Шостакович) 1. Allegro moderato 2. Lento 3. Moderato 4. Allegro con brio. Presto Большой симфонический оркестр ВР, дирижёры Г.Рождественский (1,2,4), Р.Матсов (3) Соло на трубе – С.Попов (4) |
Многочисленные клавирные концерты И. С. Баха (1685—1750) в большинстве являются переложениями скрипичных концертов итальянских композиторов или же собственных концертов для скрипки. Существует предположение, что в основу концерта фа минор положен скрипичный концерт неизвестного немецкого автора (около 1730 г.). Однако не исключено, что концерт является оригинальным произведением И. С. Баха. Концерт состоит из трех частей. В первой части (Allegro) впечатляет удивительное сочетание строгой конструктивности и импровизационной свободы изложения, виртуозности и сосредоточенного, углубленно-лирического настроения. Вторая часть — Largo. Свободно и прихотливо льющаяся мелодия фортепиано сопровождается прозрачным аккомпанементом оркестра. Третья часть—-в быстром, ритмически ровном движении; концертный блеск изложения сочетается здесь с большим эмоциональным подъемом. «...Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души,—писал о Сезаре Франке Ромен Роллан,—души непорочной и лучезарной красоты». Творчество С. Франка (1822—1890) глубоко своеобразно. Его музыка проникнута возвышенным настроением, патетикой, резкими контрастами. Восторженным, экстатическим порывам противостоят чувства отрешенности, самоуглубленного анализа. «СИМФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ» для фортепиано с оркестром написаны в 1885 году. Их композиция своеобразна. Это вариации на две темы: первая — диалогического склада; вторая, звучащая словно издали, носит балладный характер. Вслед за вступлением возникают три раздела: в первом попеременно варьированы ранее по казанные темы, во втором, соответствующем медленной части симфонии, развивается вторая тема, а в финале темы объединяются в героически устремленном порыве. Несмотря на многоликость образов, все произведение проникнуто единством выражения, обладает ясной формой; изобретательно использовано солирующее фортепиано. Первый концерт для фортепиано с оркестром написан Шостаковичем в 1933 году. Концерт любопытен по своеобразности преломления традиций русского фортепианного концерта и — одновременно — по своему несходству с последними. Камерный характер звучания — фортепиано в сопровождении солирующей трубы и квинтета струнных — напоминает о старом доклассическом инструментальном концерте. Фактура Первого фортепианного концерта Шостаковича скупа, графична, отмечена филигранной тонкостью работы, отсутствием пианистической декоративности. Яркое драматическое развитие идет от сосредоточенности начальной темы к возбужденному бегу финала. Контрастность вносят скерцозные моменты. Первая часть концерта (Allegro moderato. Allegro vivace) динамична и отличается сжатостью развития музыкальных мыслей. Она основана на контрасте двух тем: первой—серьезной по характеру, строгой по мелодическим очертаниям, и второй— живой и бойкой, сочетающей фанфарность мелодики с легкостью порхающего танцевального ритма. В разработке господствует моторность движения фортепиано. В заключении первой части мастерски сделан переход к возвращению исходного, серьезного и строгого настроения. Все это оставляет впечатление свежести и оригинальности. Вторая часть концерта (Lento)—медленный вальс, окутанный поэтической дымкой. В нем чувствуется лирическое дыхание вальсов Чайковского. Мягкая, нежная лирика воплотилась в широких мелодических линиях, не теряющих плавности даже при внезапных тональных сдвигах. Элемент, контрастно напоминающий о патетике первой части, есть лишь в среднем эпизоде. Умиротворенно звучит заключение, где главная тема обогащена чудесным мелодическим подголоском solo. Краткая третья часть (Moderato) служит переходом к финалу. Она также спокойна и нетороплива, но в ней больше раздумья, есть некоторая суровость, заставляющая вспомнить о главной теме первой части. Финал (Allegro con brio. Presto) полон жизнерадостности. Обилие разнохарактерных тем, смена эпизодов при общей ритмической импульсивности придают ему бурно-стремительный характер. Мария Гринберг родилась в 1903 году в Одессе. С ранних лет начала она обучаться игре на фортепиано и уже с двенадцатилетнего возраста выступала в публичных концертах, в том числе и в симфонических. В 1925 году она переезжает в Москву и поступает в консерваторию, где занимается в классе Ф. М. Блуменфельда, а затем в классе К. Н. Игумнова. В начале тридцатых годов деятельность Гринберг становится все более интенсивной: она концертирует в Москве, Ленинграде, на Украине, в Закавказье, в Эстонии и Латвии. Ее популярность растет, исполнительское искусство совершенствуется, делается разнообразнее и ярче. Мария Гринберг — пианистка яркая и самобытная. Ее искусство отличается целостностью, глубиной а стройностью замыслов. Оно всегда содержательно; в нем можно найти россыпь ярких, интересных мыслей. Гринберг умеет сказать многое в немногом, сдержанными, лаконичными средствами воссоздать целые пласты настроений. Склонность к лаконизму выражения неразрывно связана у Гринберг с стремлением к монументальности. Нередко она пренебрегает деталями, достигая при этом поразительной целостности и единства. Ее кульминации захватывают силой и логикой развития. Творческая неуспокоенность пронизывает почти каждое исполнение Марии Гринберг. Ее игра свидетельствует об удивительной пытливости художественной натуры пианистки. |