Известно, что некоторые произведения Ф. И. Шаляпин записывал на граммофонные пластинки по нескольку раз. Так, сохранились три варианта его исполнения «Блохи» Мусоргского, три варианта сцены смерти Бориса из оперы Мусоргского «Борис Годунов», два варианта «Сомнения» Глинки и т. д. К подобному дублированию Шаляпин прибегал не только потому, что техника звукозаписи стремительно развивалась, и записи быстро «старели». Главная причина заключалась в той исключительной требовательности, с которой певец относился к своему творчеству и, в частности, к грамзаписи. Существуют десятки записей, забракованных Ф. И. Шаляпиным сразу же после пробного прослушивания и не увидевших света.
Естественно, что Шаляпин иногда по нескольку раз возвращался к записи одного и того же произведения. Сравнивая подобные «дубликаты», убеждаешься, что ни один из них в исполнительском отношении не является копией другого. Поэтому антология «Искусство Ф. И. Шаляпина» предполагает выпуск всех существующих вариантов записей, сделанных певцом в разные годы.
Эта пластинка состоит, в основном, из «дублей» уже изданных ранее шаляпинских записей и является по существу девятой пластинкой антологии.
Ария Неизвестного («Аскольдова могила» Верстовского), ария Коллена («Богема» Пуччини), сцена Мефистофеля («Фауст» Гуно) и стихотворение Надсона «Грезы» публикуются на долгоиграющих пластинках впервые.
Г. Ковалевский