Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
О. ТАКТАКИШВИЛИ (р. 1924)

Сторона 1

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до минор

1. Allegro — 12.47
2. Scherzo. Vivo е leggiero — 3.46

Сторона 2

3. Andante 4. Finale. Allegro - 15.21

Токката для фортепиано ре минор — 4.06

ЛИДИЯ НЕВЕДОМСКАЯ

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР Дирижер ВЛАДИМИР ПОНЬКИН

Звукорежиссеры: И. Вепринцев (1), Э. Шахиазаряи (2)

Редактор И. Слепнев

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Отар Васильевич Тактакишвили является одним из наиболее видных представителей советского музыкального искусства. Его композиторская, исполнительская и общественная деятельность вот уже тридцать лет связана с развитием советской музыки. Концертмейстер, хормейстер и дирижер Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, профессор и ректор Тбилисской консерватории, секретарь Союза композиторов СССР и министр культуры Грузии — таковы вехи музыкально-общественной деятельности О. Тактакишвили. Композитор пользуется заслуженным международным авторитетом: в течение ряда лет он выполняет обязанности члена Президиума Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.
Сочинения О. Тактакишвили давно вошли в музыкальную жизнь современности: заняли прочные места в концертном репертуаре, программах учебных заведений, обогатились интерпретациями выдающихся исполнителей. Высокий профессиональный уровень и широта кругозора композитора позволили ему проявить себя во многих жанрах и формах музыки — его перу принадлежат симфонии, оперы, симфонические поэмы, оратории и кантаты, инструментальные концерты, сольные и хоровые сочинения, музыка к кинофильмам и спектаклям. Эти произведения отличает новаторское претворение традиций многовекового прошлого в русле традиций XX века; при этом они органически связаны с древним и самобытным фольклором Грузии.
Центральная творческая тема композитора — тема созидания, величие исторического пути, пройденного народом, пафос социальных преобразований в нашей стране.
Первый фортепианный концерт, написанный в 1950 году, — одно из ранних сочинений Тактакишвили, в котором тем не менее достаточно полно выявлены характерные черты стиля композитора.
Суровая мелодия вступления, открывающего первую часть, в дальнейшем проходит и в других частях цикла. В сонатном аллегро драматической главной теме отвечает светлая и напевная побочная партия.
Вторая часть, жанровое задорное скерцо, включает народную мелодию «Идет девица по воду», фигурирующую в качестве второй темы.
Третья часть соединяет в себе суровый напев струнных, проникновенную основную тему, изложенную солистом, и реминисценцию музыки первой части.
Виртуозный финал начинается с преображенной мелодии вступления из первой части, за которой звучит тема с вариациями, носящими самый разнообразный характер: здесь и шуточные, и праздничные, и лирические, и активно-напористые. Концерт завершается блестящей и яркой кодой.
На пластинке звучит также виртуозная и блестящая Токката для фортепиано.
***
Пианистка Лидия Неведомская заниматься музыкой начала с пяти лет, а через два года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. С 1970 года она — студентка Московской консерватории. Годы учебы в консерватории сформировали творческий и артистический облик молодой пианистки. Под руководством замечательных музыкантов и педагогов — Т. П. Николаевой и Т. Д. Гутмана — Л. Неведомская овладевает большим репертуаром и вырастает в своеобразную и тонкую артистку.
В консерватории определились репертуарные склонности пианистки. Это, прежде всего, богатейший мир образов музыки Шопена, а также русская фортепианная классика, исполнение которых отмечено чувством стиля и благородством вкуса. Не случайно профессор Т. Д. Гутман, характеризуя свою ученицу, подчеркивал «ее безукоризненный вкус и профессиональную зрелость». Тогда же проявляется склонность Л. Неведомской к ансамблевому музицированию. Учебу в консерватории она совмещает с концертмейстерской работой в скрипичном классе Центральной музыкальной школы.
В 1975 году Л. Неведомская с отличием заканчивает учебу в Московской консерватории. С этого времени она — концертмейстер и солистка Московской государственной филармонии.
В 1980 году пианистка принимает участие в Международном конкурсе "Citta di Senigallia" в Италии, где удостаивается звания дипломанта. В 1983 году Неведомская удостоена звания лауреата Всесоюзного смотра творческой молодежи.
Пианистка много и успешно гастролирует по стране и за рубежом. Ее выступления, как сольные, так и в ансамбле с ведущими певцами Московской филармонии, неизменно встречают положительные отклики прессы и любителей музыки.

На лицевой стороне конверта: Д. Какабадзе. Красная гора. Оформление художника О. Свешниковой