2 дня
О сайте8 1 | С10 23163 009 1986 |
О. ТАКТАКИШВИЛИ (р. 1924) Сторона 1 Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до минор 1. Allegro — 12.47 2. Scherzo. Vivo е leggiero — 3.46 Сторона 2 3. Andante 4. Finale. Allegro - 15.21 Токката для фортепиано ре минор — 4.06 ЛИДИЯ НЕВЕДОМСКАЯ Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР Дирижер ВЛАДИМИР ПОНЬКИН Звукорежиссеры: И. Вепринцев (1), Э. Шахиазаряи (2) Редактор И. Слепнев Народный артист СССР, лауреат Государственных премий Отар Васильевич Тактакишвили является одним из наиболее видных представителей советского музыкального искусства. Его композиторская, исполнительская и общественная деятельность вот уже тридцать лет связана с развитием советской музыки. Концертмейстер, хормейстер и дирижер Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, профессор и ректор Тбилисской консерватории, секретарь Союза композиторов СССР и министр культуры Грузии — таковы вехи музыкально-общественной деятельности О. Тактакишвили. Композитор пользуется заслуженным международным авторитетом: в течение ряда лет он выполняет обязанности члена Президиума Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Сочинения О. Тактакишвили давно вошли в музыкальную жизнь современности: заняли прочные места в концертном репертуаре, программах учебных заведений, обогатились интерпретациями выдающихся исполнителей. Высокий профессиональный уровень и широта кругозора композитора позволили ему проявить себя во многих жанрах и формах музыки — его перу принадлежат симфонии, оперы, симфонические поэмы, оратории и кантаты, инструментальные концерты, сольные и хоровые сочинения, музыка к кинофильмам и спектаклям. Эти произведения отличает новаторское претворение традиций многовекового прошлого в русле традиций XX века; при этом они органически связаны с древним и самобытным фольклором Грузии. Центральная творческая тема композитора — тема созидания, величие исторического пути, пройденного народом, пафос социальных преобразований в нашей стране. Первый фортепианный концерт, написанный в 1950 году, — одно из ранних сочинений Тактакишвили, в котором тем не менее достаточно полно выявлены характерные черты стиля композитора. Суровая мелодия вступления, открывающего первую часть, в дальнейшем проходит и в других частях цикла. В сонатном аллегро драматической главной теме отвечает светлая и напевная побочная партия. Вторая часть, жанровое задорное скерцо, включает народную мелодию «Идет девица по воду», фигурирующую в качестве второй темы. Третья часть соединяет в себе суровый напев струнных, проникновенную основную тему, изложенную солистом, и реминисценцию музыки первой части. Виртуозный финал начинается с преображенной мелодии вступления из первой части, за которой звучит тема с вариациями, носящими самый разнообразный характер: здесь и шуточные, и праздничные, и лирические, и активно-напористые. Концерт завершается блестящей и яркой кодой. На пластинке звучит также виртуозная и блестящая Токката для фортепиано. *** Пианистка Лидия Неведомская заниматься музыкой начала с пяти лет, а через два года была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. С 1970 года она — студентка Московской консерватории. Годы учебы в консерватории сформировали творческий и артистический облик молодой пианистки. Под руководством замечательных музыкантов и педагогов — Т. П. Николаевой и Т. Д. Гутмана — Л. Неведомская овладевает большим репертуаром и вырастает в своеобразную и тонкую артистку. В консерватории определились репертуарные склонности пианистки. Это, прежде всего, богатейший мир образов музыки Шопена, а также русская фортепианная классика, исполнение которых отмечено чувством стиля и благородством вкуса. Не случайно профессор Т. Д. Гутман, характеризуя свою ученицу, подчеркивал «ее безукоризненный вкус и профессиональную зрелость». Тогда же проявляется склонность Л. Неведомской к ансамблевому музицированию. Учебу в консерватории она совмещает с концертмейстерской работой в скрипичном классе Центральной музыкальной школы. В 1975 году Л. Неведомская с отличием заканчивает учебу в Московской консерватории. С этого времени она — концертмейстер и солистка Московской государственной филармонии. В 1980 году пианистка принимает участие в Международном конкурсе "Citta di Senigallia" в Италии, где удостаивается звания дипломанта. В 1983 году Неведомская удостоена звания лауреата Всесоюзного смотра творческой молодежи. Пианистка много и успешно гастролирует по стране и за рубежом. Ее выступления, как сольные, так и в ансамбле с ведущими певцами Московской филармонии, неизменно встречают положительные отклики прессы и любителей музыки. На лицевой стороне конверта: Д. Какабадзе. Красная гора. Оформление художника О. Свешниковой |