Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Антонио Вивальди — крупнейший представитель итальянской музыки периода Высокого барокко, замечательный композитор, скрипач, дирижер и педагог. Он родился в Венеции предположительно 4 марта 1678 года. Первым учителем музыки Антонио стал его отец Джованни Баттиста Вивальди, скрипач капеллы собора святого Марка, впоследствии он, по-видимому, обучался композиции у Джованни Легренци. В 1703 году Вивальди становится преподавателем игры на скрипке, позднее дирижером и директором одной из лучших венецианских женских консерваторий "Ospedale delta Pieta", где прослужил с небольшими перерывами почти всю жизнь. Активная творческая деятельность Вивальди прославила его имя по всей Европе.
С пятнадцати лет Вивальди носил духовный сан, однако, по воспоминаниям современников (в том числе Карло Гольдони), в характере «рыжего священника» ("il prete rosso"), как его называли в Италии, было немало чисто светских черт. В результате конфликтов с клерикальными кругами композитор в 1740 году уехал в Вену, где и умер в бедности 28 июля 1941 года.
После смерти Вивальди творчество его было надолго предано забвению. Но когда в 1926 году итальянский музыковед Альберто Джентили обнаружил множество рукописей неизвестных произведений композитора, наступил подлинный ренессанс его музыки, в наши дни пользующейся широчайшей популярностью.
Кипучая и деятельная натура Вивальди отразилась в его произведениях, отличающихся богатейшим кругом настроений, свежестью и яркостью. Колоссальное наследие Вивальди включает практически все существовавшие тогда музыкальные жанры: оперы, кантаты и арии, духовные сочинения, симфонии и сонаты. Но ведущим жанром явился для него инструментальный концерт. Число написанных композитором концертов приближается к 500! Вивальди писал концерты для самых различных составов исполнителей: для скрипки, виоль д'амура, виолончели, флейты, гобоя, фагота, валторны, трубы, мандолины, разнообразных смешанных составов. Здесь в наибольшей степени проявилось гениальное мастерство композитора, его неистощимая фантазия и смелое новаторство. Вивальди насыщает сольные партии невиданным ранее концертным блеском; с удивительной изобретательностью сочетая их с tutti (струнный оркестр и клавесин), он наделяет музыку подлинно симфоническим размахом. Красота и выразительность тематизма, яркость и рельефность образов предвосхищает творчество венских классиков и даже музыкальный романтизм (последнее касается прежде всего программных концертов — таких, как знаменитый цикл «Времена года»). И. С. Бах, постигший на примере произведений Вивальди закономерности концертного жанра, переложил ряд вивальдиевских концертов для клавира и органа.
Вокальное творчество композитора менее известно, но в наши дни оно завоевывает все большую популярность. Быть может, Вивальди в вокальной музыке в большей степени, чем в концертах, отдавал дань традиции, но в лучших сочинениях! прежде всего в замечательной оратории «Торжествующая Юдифь», повсюду ощутимо его поразительное дарование.
Почти вся духовная музыка Вивальди написана в расчете на исполнение силами руководимой им консерватории. Точные даты возникновения церковных сочинений композитора в большинстве случаев не установлены. Представленная на этой пластинке "Gloria", RV 589 принадлежит к лучшим образцам духовной музыки Вивальди, поражая красотой и вдохновением, богатейшей палитрой музыкальных образов.
"Gloria" («Слава») — вторая часть католической мессы. Однако "Gloria" Вивальди, созданная предположительно в 1715 году, является не отдельным разделом мессы, а самостоятельным произведением. Исполненное после долгого забвения в 1932 году в Сиене, это великолепное сочинение вскоре стало одним из самых популярных среди вокального творчества Вивальди. Композитор воплощает канонический текст в двенадцати хоровых, сольных и ансамблевых частях, контрастных по темпу, характеру, типу изложения.
Начальный хор "Gloria in excelsis Deo" pe мажор полон праздничного блеска и яркости. Хоровые партии украшены юбиляциями, оркестровая партитура расцвечена тембрами присоединяющихся к струнным гобоя и трубы. Совершенно иной облик имеет следующий хор — "Et in terra pax hominibus" си минор. Медленный темп, хоральная фактура, смелые, экспрессивные модуляции создают образ необычайной трагической силы. Соль-мажорный дуэт двух сопрано "Laudamus te", единственный ансамблевый номер сочинения, проникнут радостным мироощущением. Печальный неторопливый хор "Gratias agimus tibi" в ми миноре сменяется драматичным фугированным хоровым разделом "Propter magnam gloriam" в той же тональности. До-мажорная ария сопрано "Domine Deus" с участием солирующего гобоя, сливающегося с голосом в полифоническом дуэте, выдержана в светлых пасторальных тонах, характерном «покачивающемся» ритме сицилианы. Праздничной мону ментальностью блещет великолепный хор "Domine Fiii Unigeni-te" фа мажор с его упругой пунктирной ритмикой. Ре-минорная ария "Domine Deus, Agnus Dei" переводит в сферу скорбной задумчивости; монолог солирующего контральто перемежается репликами хора. За медленным и сумрачным хором "Qui tollis peccata mundi" в ля миноре следует си-минорная ария контральто "Qui sedes ad dexteram" в ритме подвижного менуэта, но не лишенная драматического оттенка. Хор "Quoniam tu solus Sanctus" повторяет музыку начального хора, стройно обрамляя композицию. Заключительная фуга "Cum Sancto Spiritu" ре мажор — характерный для того времени пример заимствования. Как доказывает обнаруженная в Турине рукопись, она была написана в 1708 году композитором Джованни Мартино Руджери. Вивальди ввел ее, несколько отредактировав, в свою более раннюю "Gloria", RV 588, а затем, после очередной редакции, и в "Gloria", записанную на этой пластинке. Грандиозная хоровая двойная фуга с совместной экспозицией обеих тем — величавой, торжественной и более подвижной — органично и ярко венчает произведение.
* * *
Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. После окончания Центральной музыкальной школы поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Л. Н. Оборина и по классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова.
На протяжении тридцати двух лет Рождественский дирижировал спектаклями Большого театра, в 1965 — 1970 годах был его главным дирижером. С 1961-го по 1974 год он возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с 1974 года являлся музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра.
Во время зарубежных гастролей Рождественский выступал с ведущими оркестрами мира: Нью-Йоркским, Чикагским, Кливлендским, Амстердамским «Консертгебау», Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, оркестром Чешской филармонии и многими другими.
В период с 1974-го по 1983 год Рождественский возглавлял крупнейшие симфонические коллективы Европы — Стокгольмский филармонический оркестр, Лондонский оркестр «Би-Би-Си» и Венский симфонический оркестр. Он избран почетным членом Шведской королевской академии и Королевской академии музыки Великобритании.
В 1982 году Г. Рождественский возглавил созданный тогда же Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР.