4 часа
О сайте8 3 | С10 29363 007 1990, дата записи: 1987 |
А. ВИВАЛЬДИ (1678 - 1741) GLORIA для хора и оркестра ре мажор, RV 589 На латинском языке Сторона 1 01. Gloria 02. Et in terra pax hominibus 03. Laudamus te 04. Gratias agimus tibi 05. Propter magnam gloriam 06. Domine Deus Сторона 2 07. Domine Fili Unigenite 08. Domine Deus 09. Qui tollis peccata mundi 10. Qui sedes ad dexteram 11. Quoniam tu solus Sanctus 12. Cum Sancto Spiritu *** Андрей Азовский (3, 6), Юра Шмелев (3), дисканты Дима Туркумянц, альт (8, 10) Хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова Художественный руководитель Виктор Попов Главный хормейстер Лев Конторович Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР Дирижер Геннадий Рождественский Запись 1987 г. Звукорежиссёр С.Пазухин Редактор Л.Абелян На лицевой стороне конверта: В.ван Эренберг. Архитектурная перспектива (фрагм.) Оформление художника С.Нелюбина |
Антонио Вивальди — крупнейший представитель итальянской музыки периода Высокого барокко, замечательный композитор, скрипач, дирижер и педагог. Он родился в Венеции предположительно 4 марта 1678 года. Первым учителем музыки Антонио стал его отец Джованни Баттиста Вивальди, скрипач капеллы собора святого Марка, впоследствии он, по-видимому, обучался композиции у Джованни Легренци. В 1703 году Вивальди становится преподавателем игры на скрипке, позднее дирижером и директором одной из лучших венецианских женских консерваторий "Ospedale delta Pieta", где прослужил с небольшими перерывами почти всю жизнь. Активная творческая деятельность Вивальди прославила его имя по всей Европе. С пятнадцати лет Вивальди носил духовный сан, однако, по воспоминаниям современников (в том числе Карло Гольдони), в характере «рыжего священника» ("il prete rosso"), как его называли в Италии, было немало чисто светских черт. В результате конфликтов с клерикальными кругами композитор в 1740 году уехал в Вену, где и умер в бедности 28 июля 1941 года. После смерти Вивальди творчество его было надолго предано забвению. Но когда в 1926 году итальянский музыковед Альберто Джентили обнаружил множество рукописей неизвестных произведений композитора, наступил подлинный ренессанс его музыки, в наши дни пользующейся широчайшей популярностью. Кипучая и деятельная натура Вивальди отразилась в его произведениях, отличающихся богатейшим кругом настроений, свежестью и яркостью. Колоссальное наследие Вивальди включает практически все существовавшие тогда музыкальные жанры: оперы, кантаты и арии, духовные сочинения, симфонии и сонаты. Но ведущим жанром явился для него инструментальный концерт. Число написанных композитором концертов приближается к 500! Вивальди писал концерты для самых различных составов исполнителей: для скрипки, виоль д'амура, виолончели, флейты, гобоя, фагота, валторны, трубы, мандолины, разнообразных смешанных составов. Здесь в наибольшей степени проявилось гениальное мастерство композитора, его неистощимая фантазия и смелое новаторство. Вивальди насыщает сольные партии невиданным ранее концертным блеском; с удивительной изобретательностью сочетая их с tutti (струнный оркестр и клавесин), он наделяет музыку подлинно симфоническим размахом. Красота и выразительность тематизма, яркость и рельефность образов предвосхищает творчество венских классиков и даже музыкальный романтизм (последнее касается прежде всего программных концертов — таких, как знаменитый цикл «Времена года»). И. С. Бах, постигший на примере произведений Вивальди закономерности концертного жанра, переложил ряд вивальдиевских концертов для клавира и органа. Вокальное творчество композитора менее известно, но в наши дни оно завоевывает все большую популярность. Быть может, Вивальди в вокальной музыке в большей степени, чем в концертах, отдавал дань традиции, но в лучших сочинениях! прежде всего в замечательной оратории «Торжествующая Юдифь», повсюду ощутимо его поразительное дарование. Почти вся духовная музыка Вивальди написана в расчете на исполнение силами руководимой им консерватории. Точные даты возникновения церковных сочинений композитора в большинстве случаев не установлены. Представленная на этой пластинке "Gloria", RV 589 принадлежит к лучшим образцам духовной музыки Вивальди, поражая красотой и вдохновением, богатейшей палитрой музыкальных образов. "Gloria" («Слава») — вторая часть католической мессы. Однако "Gloria" Вивальди, созданная предположительно в 1715 году, является не отдельным разделом мессы, а самостоятельным произведением. Исполненное после долгого забвения в 1932 году в Сиене, это великолепное сочинение вскоре стало одним из самых популярных среди вокального творчества Вивальди. Композитор воплощает канонический текст в двенадцати хоровых, сольных и ансамблевых частях, контрастных по темпу, характеру, типу изложения. Начальный хор "Gloria in excelsis Deo" pe мажор полон праздничного блеска и яркости. Хоровые партии украшены юбиляциями, оркестровая партитура расцвечена тембрами присоединяющихся к струнным гобоя и трубы. Совершенно иной облик имеет следующий хор — "Et in terra pax hominibus" си минор. Медленный темп, хоральная фактура, смелые, экспрессивные модуляции создают образ необычайной трагической силы. Соль-мажорный дуэт двух сопрано "Laudamus te", единственный ансамблевый номер сочинения, проникнут радостным мироощущением. Печальный неторопливый хор "Gratias agimus tibi" в ми миноре сменяется драматичным фугированным хоровым разделом "Propter magnam gloriam" в той же тональности. До-мажорная ария сопрано "Domine Deus" с участием солирующего гобоя, сливающегося с голосом в полифоническом дуэте, выдержана в светлых пасторальных тонах, характерном «покачивающемся» ритме сицилианы. Праздничной мону ментальностью блещет великолепный хор "Domine Fiii Unigeni-te" фа мажор с его упругой пунктирной ритмикой. Ре-минорная ария "Domine Deus, Agnus Dei" переводит в сферу скорбной задумчивости; монолог солирующего контральто перемежается репликами хора. За медленным и сумрачным хором "Qui tollis peccata mundi" в ля миноре следует си-минорная ария контральто "Qui sedes ad dexteram" в ритме подвижного менуэта, но не лишенная драматического оттенка. Хор "Quoniam tu solus Sanctus" повторяет музыку начального хора, стройно обрамляя композицию. Заключительная фуга "Cum Sancto Spiritu" ре мажор — характерный для того времени пример заимствования. Как доказывает обнаруженная в Турине рукопись, она была написана в 1708 году композитором Джованни Мартино Руджери. Вивальди ввел ее, несколько отредактировав, в свою более раннюю "Gloria", RV 588, а затем, после очередной редакции, и в "Gloria", записанную на этой пластинке. Грандиозная хоровая двойная фуга с совместной экспозицией обеих тем — величавой, торжественной и более подвижной — органично и ярко венчает произведение. * * * Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. После окончания Центральной музыкальной школы поступил в Московскую консерваторию, где занимался по классу фортепиано у Л. Н. Оборина и по классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова. На протяжении тридцати двух лет Рождественский дирижировал спектаклями Большого театра, в 1965 — 1970 годах был его главным дирижером. С 1961-го по 1974 год он возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, с 1974 года являлся музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра. Во время зарубежных гастролей Рождественский выступал с ведущими оркестрами мира: Нью-Йоркским, Чикагским, Кливлендским, Амстердамским «Консертгебау», Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, оркестром Чешской филармонии и многими другими. В период с 1974-го по 1983 год Рождественский возглавлял крупнейшие симфонические коллективы Европы — Стокгольмский филармонический оркестр, Лондонский оркестр «Би-Би-Си» и Венский симфонический оркестр. Он избран почетным членом Шведской королевской академии и Королевской академии музыки Великобритании. В 1982 году Г. Рождественский возглавил созданный тогда же Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. |
Ленинградский завод ВТПО «Фирма Мелодия» ГОСТ 5289-88 06.05.91г. |