Мир музыки, запечатленный на звучащих дисках, необычайно широк: они дают нам чудесную возможность общения с прекрасным. Конечно, живое исполнение имеет свои несомненные преимущества, однако, обладая записью произведения, которое затронуло ваше сердце, вы можете его прослушивать много раз и каждый раз открывать в нем новые черты. Это особенно важно, как мне кажется, при прослушивании новых сочинений, так как знакомство в искусстве с новым, ранее неизвестным, должно происходить в той сосредоточенной обстановке, когда человек остается с музыкой наедине.
На этих дисках вы услышите новое произведение Андрея Богословского. Молодой автор выступает здесь в трех различных качествах: и как композитор, и как поэт, и как либреттист. По жанру это опера-феерия (созданная для вокально-инструментального ансамбля), в которой вы встретитесь с самыми разнообразными средствами музыкального выражения. Арии, ансамбли, хоры, песни — все сплетается в единое целое. Поэтому, когда размышляешь о жанре сочинения, то его название представляется закономерным и органичным.
Сюжетной основой сочинения А. Богословского явилась повесть А. Грина «Алые паруса». Музыканты не раз обращались к этой удивительной романтической сказке о чистой и нежной любви.
Для того чтобы выразить и музыке прекрасный мир образов Грина, композитору необходимо обладать большим запасом душевной теплоты, неподдельной искренности, темпераментом. Андрей Богословский предстал перед нами в этом музыкально-поэтическом произведении как музыкант одухотворенный, полный юношеского, доброго и взволнованного восприятия жизни. Его многогранная одаренность, композиторское и литературное мастерство, сделали это произведение органичным, созданным как бы на одном дыхании.
Действие оперы-феерии происходит в маленьком приморском городке. Пролог вводит слушателя в трепетный и наивный мир детской мечты.
Пролог… У ручья сидит Ассоль. Она пускает игрушечный кораблик и поёт трогательную песенку.
Неожиданно течение подхватывает кораблик, девочка спешит за ним и, выбежав на полянку,
видит незнакомого человека. Это старый Сказочник. В своём мелодичном кантиленном ариозо он
рассказывает Ассоль, что в её жизни случится чудо: настанет день, когда за ней приплывёт настоящий
корабль с алыми парусами и прекрасный принц увезёт её в далёкие края.
Так начинается опера. А дальше? А дальше жизнь-страдания, радости, душевные переживании героев.
1 картина. Капитан Грэй отправляется в далёкое плавание. Родители и друзья желают ему успехов и счастья.
Картина построена в форме рондо, с возвращением рефрена хора провожающих.
2 картина. Прошли годы, но Ассоль не забыла предсказания Сказочника. И вот однажды, когда она спала
в высокой траве, на лесной поляне появился Грэй. Он подошёл к спящей девушке и замер, очарованный
Проснувшаяся Ассоль в радостном удивлении – на руке её сверкает кольцо. Девушка уверена, что это
подарок её неизвестного возлюбленного, который скоро приедет за ней. Впервые в оркестре полностью
звучит тема «алых парусов».
3 картина. начинается динамичным хором и пляской матросов, посетителей кабачка. Грэй расспрашивает
Трактирщика о встреченной в лесу девушке. Трактирщик смеётся над «сумасшедшей девчонкой»,
которая всю жизнь ждёт какой-то корабль с алыми парусами, но тут в разговор вступает друг Ассоль -
Угольщик. В своей лирической,задушевной песне он хвалит девушку, восхищается её добрым
характером и доверчивостью. Трактирщик пытается возразить, но Грэй уже понял, что Ассоль именно
та, которую он искал всю жизнь. Звучит его монолог – страстный, напряжённый, с использованием
самых высоких голосовых регистров.
4 картина. На городской площади Грэй покупает в лавочке алый шёлк для парусов. Колоритны фигуры
суетящихся приказчиков, льстивого Торговца, бродячих музыкантов.
5 картина. Палуба корабля. Лихая, задорная песня и танец матросов. Грэй счастлив. Он влюблён в прекрасн-
ую незнакомку, о которой рассказывает друзьям. Матросы натягивают паруса. Появляются музыканты.
Песни, танцы. Грей поёт балладу о всепобеждающей любви.
6 картина. Финал оперы. Картина эта самая сложная и динамичная по музыкальной драматургии; в ней
сталкиваются и противоборствуют основные темы оперы.Ассоль идёт по улице городка… При виде
девушки принаряженные обыватели отводят глаза и усмехаются, слышны праздничные колокола.
Ассоль поёт о своём одиночестве, зовёт далёкого возлюбленного. Появляется Угольщик, он утешает
девушку, защищает от толпы, которая смеётся над ней. Постепенно нагнетаются темп и сила звучания
музыки (частая смена необычных, но очень органичных темпов и метров). Кульминация сцены
прерывается криком: «Корабль! Корабль с алыми парусами!» К пристани медленно подходит корабль,
на берег сходит Грей, берёт Ассоль за руку и уводит с собой. В полную силу звучит тема «алых
парусов».
Влюблённые отплывают в дальние края…
Так кончается опера. В её финале появляется современно одетый парень с гитарой. Он поет о том, что молодые люди должны мечтать и надеяться, что счастье не надо искать и далеких краях - оно всегда рядом. Нужно ЛИШЬ уметь бороться за своё счастье, верить в него.
Таков сценарным план оперы. И музыкально-сценическом произведении чрезвычайно важно органическое сочетание всех компонентов действия, яркость музыкальных характеристик. У Андрея Богословского действующие лица и поэтически и музыкально достоверны. Легко запоминаются бесхитростные интонации, характеризующие образ Ассоль, и темпераментные песни, баллады, арии и речитативы Грэя. Удались также и эпизоды, в которых действуют персонажи, наделенные сатирическими чертами. Столкновение разных по смыслу и приемам выражения музыкальных образов создает крепкую драматургию действия.
Опера «Алые паруса» звучит в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Музыка» под руководством Николая Воробьева. И ансамбль, и пение солистов Т. Шабельниковой, С. Станишевского, Н. Воробьева, Ю. Слободкина производит самое хорошее впечатление. Думается, что альбом этот найдет широкий круг слушателей.
В заключение хочется высказать соображение, относящееся к вопросу, связанному с исполнительской деятельностью наших вокально-инструментальных ансамблей. Огромные массы молодежи увлечены этим видом музыкального исполнительства. У иных людей создается неверное представление, заключающееся в том, что участие в вокально-инструментальном ансамбле не
требует серьезной музыкальной подготовки. В погоне за доходчивостью в ансамблевое исполнительство порой: приходит примитив, убогость мышления. Появление новых, разнообразных по форме произведений в этом жанре необходимо. Такие произведения расширяют представление о возможностях вокально-инструментального жанра. К числу таких произведений относится добрая и талантливая опера Андрея Богословского «Алые паруса».
Оскар Фельцман, заслуженный деятель искусств РСФСР