2 дня
О сайте20 4 | С60 19155 009 (2 пл.) 1983, дата записи: 1976 |
Пластинка 1 Сторона 1 (20.07) Увертюра Пролог У ручья Сцена Ассоль и Сказочника Картина I. Проводы Грэя Сторона 2 (21.05) Картина II. Накануне Сцена Ассоль и Грэя Картина III. В трактире Пластинка 2 Сторона 3 (19.18) Картина III. В трактире (окончание) Картина IV. Покупка шелка Картина V. На корабле Сторона 4 (19.36) Картина V. На корабле (окончание) Картина VI. На городской площади Эпилог ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ Ассоль — Т. ШАБЕЛЬНИКОВА Грэй — С. СТАНИШЕВСКИЙ Сказочник — Ю. СЛОБОДКИН Трактирщик, Угольщик, Отец Грэя — Н. ВОРОБЬЕВ I помощник капитана, Мать Грэя — Н. КИРЕЕВА II помощник капитана — В. РОМАНЦЕВ Матросы, Домочадцы, Приказчики, Горожане — вокальная группа ВИА «Музыка» Звукорежиссер В. Беднов Редактор В. Рыжиков Мир музыки, запечатленный на звучащих дисках, необычайно широк: они дают нам чудесную возможность общения с прекрасным. Конечно, живое исполнение имеет свои несомненные преимущества, однако, обладая записью произведения, которое затронуло ваше сердце, вы можете его прослушивать много раз и каждый раз открывать в нем новые черты. Это особенно важно, как мне кажется, при прослушивании новых сочинений, так как знакомство в искусстве с новым, ранее неизвестным, должно происходить в той сосредоточенной обстановке, когда человек остается с музыкой наедине. На этих дисках вы услышите новое произведение Андрея Богословского. Молодой автор выступает здесь в трех различных качествах: и как композитор, и как поэт, и как либреттист. По жанру это опера-феерия (созданная для вокально-инструментального ансамбля), в которой вы встретитесь с самыми разнообразными средствами музыкального выражения. Арии, ансамбли, хоры, песни — все сплетается в единое целое. Поэтому, когда размышляешь о жанре сочинения, то его название представляется закономерным и органичным. Сюжетной основой сочинения А. Богословского явилась повесть А. Грина «Алые паруса». Музыканты не раз обращались к этой удивительной романтической сказке о чистой и нежной любви. Для того чтобы выразить в музыке прекрасный мир образов Грина, композитору необходимо обладать большим запасом душевной теплоты, неподдельной искренности, темпераментом. Андрей Богословский предстал перед нами в этом* музыкально-поэтическом произведении как музыкант одухотворенный, полный юношеского, доброго и взволнованного восприятия жизни. Его многогранная одаренность, композиторское и литературное мастерство, сделали это произведение органичным, созданным как бы на одном дыхании. Действие оперы-феерии происходит в маленьком приморском городке. Пролог вводит слушателя в трепетный и наивный мир детской мечты. ...У ручья сидит Ассоль. Она пускает игрушечный кораблик и поет трогательную песенку. Неожиданно течение подхватывает кораблик, девочка спешит за ним и, выбежав на полянку, видит незнакомого человека. Это старый Сказочник. В своем мелодичном кантнленном ариозо он рассказывает Ассоль, что в ее жизни случится чудо настанет день, когда за ней приплывет настоящий корабль с алыми парусами и прекрасный принц увезет ее в далекие края. Так начинается опера. А дальше? А дальше жизнь — страдания, радости, душевные переживания героев. I картина. Капитан Грэй отправляется в далекое плавание. Родители и друзья желают ему успехов и счастья. Картина построена в форме рондо, с возвращением рефрена хора провожающих. II картина. Прошли годы, но Ассоль не забыла предсказания Сказочника. И вот однажды, когда она спала к высокой траве, на лесной поляне появился Грэй. Он подошел к спящей девушке и замер, очарованный... Проснувшаяся Ассоль в радостном удивлении — на руке ее сверкает кольцо. Девушка уверена, что это подарок ее неизвестного возлюбленного, который скоро приедет за ней. Впервые в оркестре полностью звучит тема «алых парусов». III картина начинается динамичным хором и пляской матросов, посетителей кабачка. Грэй расспрашивает Трактирщика о встреченной в лесу девушке. Трактирщик смеется над «сумасшедшей девчонкой», которая всю жизнь ждет какой-то корабль с алыми парусами, но тут в разговор вступает друг Ассоль — Угольщик. В своей лирической, задушевной песне он хвалит девушку, восхищается ее добрым характером и доверчивостью. Трактирщик пытается возразить, но Грэй уже понял, что Ассоль именно та, которую он искал всю жизнь. Звучит его монолог — страстный, напряженный, с использованием самых высоких голосовых регистров. IV картина. На городской площади Грэй покупает в лавочке алый шелк для парусов. Колоритны фигуры суетящихся приказчиков, льстивого Торговца, бродячих музыкантов. V картина. Палуба корабля. Лихая, задорная песня и танец матросов. Грэй счастлив. Он влюблен в прекрасную, таинственную незнакомку, о которой рассказывает друзьям. Матросы натягивают паруса. Появляются музыканты. Песни, танцы. Грэй поет балладу о всепобеждающей любви. VI картина, финал оперы. Картина эта самая сложная и динамичная по музыкальной драматургии; в ней сталкиваются и противоборствуют основные темы оперы. ...Ассоль идет по улице городка. При виде девушки принаряженные обыватели отводят глаза и усмехаются, слышны праздничные колокола. Ассоль поет о своем одиночестве, зовет далекого возлюбленного. Появляется Угольщик, он утешает девушку, защищает от толпы, которая смеется над ней. Постепенно нагнетаются темп и сила звучания музыки (частая смена необычных, но очень органичных темпов и метров). Кульминация сцены прерывается криком с набережной: «Корабль! Корабль с алыми парусами!» К пристани медленно подходит корабль, на берег сходит Грэй, берет Ассоль за руку и уводит с собой. В полную силу звучит тема «алых парусов». Влюбленные отплывают в дальние края... Так кончается опера. В ее финале появляется современно одетый парень с гитарой. Он поет о том, что молодые люди должны мечтать и надеяться, что счастье не надо искать в далеких краях — оно всегда рядом. Нужно лишь уметь бороться за свое счастье, верить в него. Таков сценарный план оперы. В музыкально-сценическом произведении чрезвычайно важно органическое сочетание всех компонентов действия, яркость музыкальных характеристик. У Андрея Богословского действующие лица и поэтически и музыкально достоверны. Легко запоминаются бесхитростные интонации, характеризующие образ Ассоль, и темпераментные песни, баллады, арии и речитативы Грэя. Удались также и эпизоды, в которых действуют персонажи, наделенные сатирическими чертами. Столкновение разных по смыслу и приемам выражения музыкальных образов создает крепкую драматургию действия. Опера «Алые паруса» звучит в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Музыка» под руководством Николая Воробьева. И ансамбль, и пение солистов Т. Шабельниковой, С. Станишевского, Н. Воробьева, Ю. Слободкина производит самое хорошее впечатление. Думается, что альбом этот найдет широкий круг слушателей. В заключение хочется высказать соображение, относящееся к вопросу, связанному с исполнительской деятельностью наших вокально-инструментальных ансамблей. Огромные массы молодежи увлечены этим видом музыкального исполнительства. У иных людей создается- неверное представление, заключающееся в том, что участие в вокально-инструментальном ансамбле не требует серьезной музыкальной подготовки. В погоне за доходчивостью в ансамблевое исполнительство порой приходит примитив, убогость мышления. Появление новых, разнообразных по форме произведений в этом жанре необходимо. Такие произведения расширяют представление о возможностях вокально-инструментального жанра. К числу таких произведений относится добрая и талантливая опера Андрея Богословского «Алые паруса». Оскар Фельцман, заслуженный деятель искусств РСФСР |
Мир музыки, запечатленный на звучащих дисках, необычайно широк: они дают нам чудесную возможность общения с прекрасным. Конечно, живое исполнение имеет свои несомненные преимущества, однако, обладая записью произведения, которое затронуло ваше сердце, вы можете его прослушивать много раз и каждый раз открывать в нем новые черты. Это особенно важно, как мне кажется, при прослушивании новых сочинений, так как знакомство в искусстве с новым, ранее неизвестным, должно происходить в той сосредоточенной обстановке, когда человек остается с музыкой наедине. На этих дисках вы услышите новое произведение Андрея Богословского. Молодой автор выступает здесь в трех различных качествах: и как композитор, и как поэт, и как либреттист. По жанру это опера-феерия (созданная для вокально-инструментального ансамбля), в которой вы встретитесь с самыми разнообразными средствами музыкального выражения. Арии, ансамбли, хоры, песни — все сплетается в единое целое. Поэтому, когда размышляешь о жанре сочинения, то его название представляется закономерным и органичным. Сюжетной основой сочинения А. Богословского явилась повесть А. Грина «Алые паруса». Музыканты не раз обращались к этой удивительной романтической сказке о чистой и нежной любви. Для того чтобы выразить и музыке прекрасный мир образов Грина, композитору необходимо обладать большим запасом душевной теплоты, неподдельной искренности, темпераментом. Андрей Богословский предстал перед нами в этом музыкально-поэтическом произведении как музыкант одухотворенный, полный юношеского, доброго и взволнованного восприятия жизни. Его многогранная одаренность, композиторское и литературное мастерство, сделали это произведение органичным, созданным как бы на одном дыхании. Действие оперы-феерии происходит в маленьком приморском городке. Пролог вводит слушателя в трепетный и наивный мир детской мечты. Пролог… У ручья сидит Ассоль. Она пускает игрушечный кораблик и поёт трогательную песенку. Неожиданно течение подхватывает кораблик, девочка спешит за ним и, выбежав на полянку, видит незнакомого человека. Это старый Сказочник. В своём мелодичном кантиленном ариозо он рассказывает Ассоль, что в её жизни случится чудо: настанет день, когда за ней приплывёт настоящий корабль с алыми парусами и прекрасный принц увезёт её в далёкие края. Так начинается опера. А дальше? А дальше жизнь-страдания, радости, душевные переживании героев. 1 картина. Капитан Грэй отправляется в далёкое плавание. Родители и друзья желают ему успехов и счастья. Картина построена в форме рондо, с возвращением рефрена хора провожающих. 2 картина. Прошли годы, но Ассоль не забыла предсказания Сказочника. И вот однажды, когда она спала в высокой траве, на лесной поляне появился Грэй. Он подошёл к спящей девушке и замер, очарованный Проснувшаяся Ассоль в радостном удивлении – на руке её сверкает кольцо. Девушка уверена, что это подарок её неизвестного возлюбленного, который скоро приедет за ней. Впервые в оркестре полностью звучит тема «алых парусов». 3 картина. начинается динамичным хором и пляской матросов, посетителей кабачка. Грэй расспрашивает Трактирщика о встреченной в лесу девушке. Трактирщик смеётся над «сумасшедшей девчонкой», которая всю жизнь ждёт какой-то корабль с алыми парусами, но тут в разговор вступает друг Ассоль - Угольщик. В своей лирической,задушевной песне он хвалит девушку, восхищается её добрым характером и доверчивостью. Трактирщик пытается возразить, но Грэй уже понял, что Ассоль именно та, которую он искал всю жизнь. Звучит его монолог – страстный, напряжённый, с использованием самых высоких голосовых регистров. 4 картина. На городской площади Грэй покупает в лавочке алый шёлк для парусов. Колоритны фигуры суетящихся приказчиков, льстивого Торговца, бродячих музыкантов. 5 картина. Палуба корабля. Лихая, задорная песня и танец матросов. Грэй счастлив. Он влюблён в прекрасн- ую незнакомку, о которой рассказывает друзьям. Матросы натягивают паруса. Появляются музыканты. Песни, танцы. Грей поёт балладу о всепобеждающей любви. 6 картина. Финал оперы. Картина эта самая сложная и динамичная по музыкальной драматургии; в ней сталкиваются и противоборствуют основные темы оперы.Ассоль идёт по улице городка… При виде девушки принаряженные обыватели отводят глаза и усмехаются, слышны праздничные колокола. Ассоль поёт о своём одиночестве, зовёт далёкого возлюбленного. Появляется Угольщик, он утешает девушку, защищает от толпы, которая смеётся над ней. Постепенно нагнетаются темп и сила звучания музыки (частая смена необычных, но очень органичных темпов и метров). Кульминация сцены прерывается криком: «Корабль! Корабль с алыми парусами!» К пристани медленно подходит корабль, на берег сходит Грей, берёт Ассоль за руку и уводит с собой. В полную силу звучит тема «алых парусов». Влюблённые отплывают в дальние края… Так кончается опера. В её финале появляется современно одетый парень с гитарой. Он поет о том, что молодые люди должны мечтать и надеяться, что счастье не надо искать и далеких краях - оно всегда рядом. Нужно ЛИШЬ уметь бороться за своё счастье, верить в него. Таков сценарным план оперы. И музыкально-сценическом произведении чрезвычайно важно органическое сочетание всех компонентов действия, яркость музыкальных характеристик. У Андрея Богословского действующие лица и поэтически и музыкально достоверны. Легко запоминаются бесхитростные интонации, характеризующие образ Ассоль, и темпераментные песни, баллады, арии и речитативы Грэя. Удались также и эпизоды, в которых действуют персонажи, наделенные сатирическими чертами. Столкновение разных по смыслу и приемам выражения музыкальных образов создает крепкую драматургию действия. Опера «Алые паруса» звучит в исполнении вокально-инструментального ансамбля «Музыка» под руководством Николая Воробьева. И ансамбль, и пение солистов Т. Шабельниковой, С. Станишевского, Н. Воробьева, Ю. Слободкина производит самое хорошее впечатление. Думается, что альбом этот найдет широкий круг слушателей. В заключение хочется высказать соображение, относящееся к вопросу, связанному с исполнительской деятельностью наших вокально-инструментальных ансамблей. Огромные массы молодежи увлечены этим видом музыкального исполнительства. У иных людей создается неверное представление, заключающееся в том, что участие в вокально-инструментальном ансамбле не требует серьезной музыкальной подготовки. В погоне за доходчивостью в ансамблевое исполнительство порой: приходит примитив, убогость мышления. Появление новых, разнообразных по форме произведений в этом жанре необходимо. Такие произведения расширяют представление о возможностях вокально-инструментального жанра. К числу таких произведений относится добрая и талантливая опера Андрея Богословского «Алые паруса». Оскар Фельцман, заслуженный деятель искусств РСФСР |