Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Вячеслав Артемов – подлинно самобытное явление в советской музыке. За четверть века композиторского творчества им создан звуковой мир, удивительный по силе проникновения в тайны музыкальной выразительности.
«Симфониия элегий» (1977) вводит слушателя в мир сокровенного духовного превращения, всеобщий смысл которого в каждую культурно-историческую эпоху раскрывается в форме неповторимого художественного идеала. Музыка «Элегий» проистекает не из отвлеченной идеи и не из импульсивного, преходящего чувства. Она являет собой образ поющей струны, натянутой между душою и вселенной, образ, запечатлевающий молниеносные вспышки духовных переживаний композитора в перерастании – до полного растворения динамической жизни в неизменном, застывшем сиянии космоса.
«Плачи» (1985) для струнного оркестра с участием ударных, фортепиано и органа – оркестровая оригинальная версия трех эпизодов из «Реквиема» (1985-1988) – объединены концепцией скорби, в глубине которой пульсирует неистребимый дух нравственного мужества. Жанр плача – и в библейском, и в фольклорном смысле – это важнейший нравственно-психологический процесс очищения. Надежда и отчаяние плача порождают веру, ибо тот‚ кто отчаялся, но надеется на чудо, – воистину верит. Любовь, добро, эстетически выводимые через красоту переживания, пронизывают «Плачи», еще более дематериализуя оркестровые голоса, одновременно создавая почти чувственно ощутимую пластику духовности.
«Гурийский гимн» (1986), в основу которого положено подлинное пасхальное песнопение, известное в Западной Грузии, гурийское «Христос Воскресе», – только изначально апеллирует к каноническому национально-конфессиональному колориту. «Троице» виолончелей, излагающих гимническую тему на всего произведения, отвечает «троица» солирующих скрипок с их трепетным миром личных высказываний, стонов, парении и взлётов. Сплетаясь по ходу развития, они образуют триединый переливающийся солнечный клубок. Интонационно-стилистические национальные черты в «Гурийском гимне» подвергаются существенному перетолкованию, оставляя смысловым ядром лишь высокую духовную чистоту.
Безупречно владея как новой, так и традиционной музыкальной техникой, Артемов запечатлел в образной глубине своих партитур огромный мир высоких душевных стремлений. Эта «вторая» вселенная, проникая в сердце слушателя, перерастает из художественной реальности в реальность нравственного сознания, служит духовному преображению мира.
В. Любецкая, Е. Зайдель