6 дней
О сайте4 | SUCD 10 00078 1990, дата записи: 1983, 1987 |
В. АРТЕМОВ 1 ПЛАЧИ для струнного оркестра, ударных, фортепиано и органа — 12.35 2 ГУРИЙСКИЙ ГИМН для трех солирующих скрипок, струнного оркестра и ударных — 13.41 СИМФОНИЯ ЭЛЕГИЙ 3 Элегия № 1 — 12.47 4 Элегия № 2 — 9.58 5 Элегия № 3 — 20.36 Общее время звучания — 69.37 Евгений Смирнов, Татьяна Гринденко, Елена Аджемова, скрипки (2) Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер Дмитрий Китаенко (1,2) Олег Янченко, орган (1) Татьяна Гринденко, Олег Крыса, скрипки (3) Литовский камерный оркестр Дирижер Саулюс Сондецкис (3) Ансамбль ударных инструментов. Художественный руководитель Марк Пекарский (3) Записи 1983, 1987 гг. Звукорежиссеры: С. Пазухин, В. Иванов Редактор И. Слепнев Оформление художника В. Мальтина Фото В. Барышникова и В. Артёмова |
Вячеслав Артемов – подлинно самобытное явление в советской музыке. За четверть века композиторского творчества им создан звуковой мир, удивительный по силе проникновения в тайны музыкальной выразительности. «Симфониия элегий» (1977) вводит слушателя в мир сокровенного духовного превращения, всеобщий смысл которого в каждую культурно-историческую эпоху раскрывается в форме неповторимого художественного идеала. Музыка «Элегий» проистекает не из отвлеченной идеи и не из импульсивного, преходящего чувства. Она являет собой образ поющей струны, натянутой между душою и вселенной, образ, запечатлевающий молниеносные вспышки духовных переживаний композитора в перерастании – до полного растворения динамической жизни в неизменном, застывшем сиянии космоса. «Плачи» (1985) для струнного оркестра с участием ударных, фортепиано и органа – оркестровая оригинальная версия трех эпизодов из «Реквиема» (1985-1988) – объединены концепцией скорби, в глубине которой пульсирует неистребимый дух нравственного мужества. Жанр плача – и в библейском, и в фольклорном смысле – это важнейший нравственно-психологический процесс очищения. Надежда и отчаяние плача порождают веру, ибо тот‚ кто отчаялся, но надеется на чудо, – воистину верит. Любовь, добро, эстетически выводимые через красоту переживания, пронизывают «Плачи», еще более дематериализуя оркестровые голоса, одновременно создавая почти чувственно ощутимую пластику духовности. «Гурийский гимн» (1986), в основу которого положено подлинное пасхальное песнопение, известное в Западной Грузии, гурийское «Христос Воскресе», – только изначально апеллирует к каноническому национально-конфессиональному колориту. «Троице» виолончелей, излагающих гимническую тему на всего произведения, отвечает «троица» солирующих скрипок с их трепетным миром личных высказываний, стонов, парении и взлётов. Сплетаясь по ходу развития, они образуют триединый переливающийся солнечный клубок. Интонационно-стилистические национальные черты в «Гурийском гимне» подвергаются существенному перетолкованию, оставляя смысловым ядром лишь высокую духовную чистоту. Безупречно владея как новой, так и традиционной музыкальной техникой, Артемов запечатлел в образной глубине своих партитур огромный мир высоких душевных стремлений. Эта «вторая» вселенная, проникая в сердце слушателя, перерастает из художественной реальности в реальность нравственного сознания, служит духовному преображению мира. В. Любецкая, Е. Зайдель |